Обсуждение статьи "МИХАИЛ I КИЕВСКИЙ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3098
Дата регистрации: 08.11.2014
Ложная информация
01.04.2019 23:31:26

Первая сноска в статье гласит:

> Ранее память ему совершалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2-й стихире на «Хвалитех» о святителе Михаиле говорится так: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1631.htm

Память 2 сентября никак не могла совершаться "вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими" по той простой причине, что о самой этой памяти Антония и Феодосия 2 сентября ничего никому не было известно до 1978 года - когда был выпущен первый том новых "зелёных" Миней. А в 1983 году она была самочинно внесена в официальный календарь РПЦ. Подробнее здесь https://drevo-info.ru/articles/6413.html#2 (там есть ссылка на оригинал).

Именно поэтому при редактировании статьи я убрал эту сноску как дезинформирующую. Ни один из древних источников не упоминает ни о памяти 1) Антония и Феодосия 2.09, ни о памяти 2) свт. Михаила в сентябре. Сергий Спасский, изучивший огромное количество источников, ничего об этом не говорит. А возле памяти Михаила 30.09 даёт ссылку и пояснение:

> Ч. М. (№ 209. Филар. 15 июня †. КСоф. 20 июля. В Лавре до 1730 г. праздновали ему 15 июня, а после того 30 сент.) Мощи в киевской лавре в соборном храме Успения.

Этого мало? И почему чья-то самопальная догадка должна фигурировать в "Древе", когда она БОЛЬШЕ НИГДЕ не подтверждается? Тем более при наличии вполне внятного опровержения и контраргументов?!

Допустим, вне зависимости от Антония и Феодосия, - но всё равно: где в этой стихире подтверждение празднования Михаилу в начале сентября? "Первое Новаго лета начинающе обхождение..." - где здесь говорится о 2-м сентября? Почему не о 1-м или не о 3-м, 4-м? Что такое "обхождение" - не первый ли начиная с сентября крестный ли ход вокруг храма? Какого, чтобы знать, когда храмовый праздник и "обхождение"?.. Больше вопросов, чем ответов! И уж точно ни слова об Антонии и Феодосии!

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3756
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Ложная информация
02.04.2019 06:41:45 в ответ на "Ложная информация" (д. Александр Васильев)

> Именно поэтому при редактировании статьи я убрал эту сноску как дезинформирующую.

О. Александр, Вы не убирали эту сноску, вот Ваша правка: https://drevo-info.ru/articles/diff/168196.html

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3098
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ложная информация
02.04.2019 09:00:11 в ответ на "Re: Ложная информация" (Александр Иванов)

> О. Александр, Вы не убирали эту сноску, вот Ваша правка: https://drevo-info.ru/articles/diff/168196.html

Александр Юрьевич, всё может быть. Но то, что я об этом думал и всё изложенное мною знал, когда правил, это факт. И если я забыл это сделать, то стыд мне и позор!

Однако несмотря на мою промашку, всё сказанное мною остаётся в силе и, если хотите, вопиет к Небу.

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1580
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Ложная информация
02.04.2019 09:00:37 в ответ на "Ложная информация" (д. Александр Васильев)

> "Первое Новаго лета начинающе обхождение..." - где здесь говорится о 2-м сентября? Почему не о 1-м или не о 3-м, 4-м? Что такое "обхождение"

Интересно, что в доступном тексте Минеи написано "Первое новаго лета начинающе восхождение..." (http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep876.html ). Что значит здесь "восхождение" мне также неясно.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3098
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Ложная информация
02.04.2019 16:10:18 в ответ на "Re: Ложная информация" (Харин, Илья Николаевич)

> > "Первое Новаго лета начинающе обхождение..." - где здесь говорится о 2-м сентября? Почему не о 1-м или не о 3-м, 4-м? Что такое "обхождение"
> Интересно, что в доступном тексте Минеи написано "Первое новаго лета начинающе восхождение..." (http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep876.html ). Что значит здесь "восхождение" мне также неясно.

Когда-то в проповеди (то ли читанной, то ли слышанной в Интернете) по поводу евангельского рассказа о впадшем в разбойники батюшка задал риторический вопрос: священник и левит, шедшие мимо и не остановившиеся помочь несчастному, оправданы или нет? Может, они шли на службу и опаздывали, или не опаздывали, но боялись оскверниться перед служением? И отвечал: нет, не оправданы. Потому что в оригинальном тексте сказано, что они не восходили в Иерусалим (т. е. шли не в храм), а нисходили той дорогой - следовательно, шли не на службу, и могли и время потратить, и осквернения не бояться, потому что оно только до захода солнца, а им уже не служить.

В славянском языке слово "восходить" означает начало пути - в прямом или переносном смысле, как "восхождение новаго лета". "Обхождение новаго лета" ассоциируется с круговым движением (например, вокруг храма на крестном ходе), а ведь время, годы как бы тоже движутся по кругу: осень - зима - весна - лето - и снова осень и т. д. Можно лишь догадываться, что готовя службу к печати в 1978 году, сочли нужным отредактировать текст, заменив более поэтичное и многозначное "обхождение" более плоским, но более точным и понятным "восхождением".

Ещё раз возвращаясь к вопросу о злосчастной сноске, повторяющей безграмотную и невежественную "догадку". Православие.ру - это лишь распространитель гипотезы, опубликованной в 45-м томе "Православной энциклопедии" (с. 548-549). Портал дословно повторяет её текст, так что нельзя говорить о том, что что-то искажено. Однако статья в ПЭ вообще содержит подробнейший обзор всех гипотез и версий, поэтому публикация и этой догадки в подобной полемической статье хотя и представляется мне странной (ввиду полного отсутствия аргументации!), но хотя бы объяснимой. Печатать же этот кусок, вырвав его из общего контекста, в статье информационной следует признать безусловнро ошибочной.

О составлении службы свт. Михаилу, истории её публикации и праздновании памяти всё известно, Не существует никаких загадок. См. хотя бы здесь: https://religions.unian.net/religinossociety/570328-maloizve...tml Память святителя праздновалась в Киево-Печерской Лавре 15 июня (у Спасского находим также 20 июля для Софии Киевской), а после перенесение мощей из пещер в Успенский собор в 1730 г. стала праздноваться 30 сентября! При этом новая служба на перенесение мощей не составлялась, а использовалась служба с 15 июня. О каком таком начале новаго лета могла идти речь 15 июня, вообще непонятно. Но это вопрос к исследователям, и он не может быть предметом спекуляций и догадок!

В общем, потратив день на изучение материалов, прочтя и статью из бумажной версии ПЭ (в виде скана), я имею дерзновение и нашу статью исправляю.

Ответить