Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ГАВРИИЛ (ВОЕВОДИН)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: без "некоторых"
20.11.2017 21:45:52 в ответ на "а был ли мальчик? или два Гавриила" (Олексій Тре)

> > По некоторым данным [БД ПСТГУ.], в конце 1922 года обновленческое Сибирское церковное управление отправило на покой епископа Омского Димитрия (Беликова), епископа Новониколаевского (Новосибирского) Софрония (Арефьева), епископа Бийского Иннокентия и епископа Гавриила (Воеводина).

Фасты пишут (без "некоторых") : "В октябре 1922 года в Новониколаевске, узнав о хиротонии женатого священника Петра Блинова, на губернском съезде духовенства решили прекратить каноническое общение с СибЦУ и отказались признать его высшим церковным органом Сибири. Было решено учредить Сибирскую митрополию для объединения сибирских епархий. В качестве высшего церковного органа было создано Временное церковное управление под председательством епископа Софрония (Арефьева) [90]. В свою очередь, Сибирское Церковное управление отправило на покой епископа Омского Димитрия, епископа Новониколаевского Софрония, епископа Бийского Иннокентия и епископа Гавриила (Воеводина) — настоятеля Томского мужского монастыря [91]",

где: [90] ГАТО. Ф. Р-588. On. 1. Д. 680. Л. 9.; [91] ГАТО. Ф. Р-588. On. 1. Д. 592. Л. 235.

В другом месте Фасты замечают: "Не очень ясно, в каком качестве появился весной 1922 года в Томске епископ Гавриил (Воеводин), до 1919 года бывший епископом Барнаульским, викарием Томской епархии" [дальше они озвучивают предположение] "(возможно, он вновь стал епископом Барнаульским, викарием Томским)".

Источник: Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М., 2004, с. 53, http://narymskaya-golgofa.blogspot.com/2014/06/ (Примечания: http://narymskaya-golgofa.blogspot.com/2014/06/15.html)

Вряд ли, запись "Был обновленческим епископом Томским, в 1923 году - Алтайским" соответствует действительности ["Алтайский" явно относится не к Воеводину, а к Ландышеву]. Но, опровергнуть это может только чья-н. диссертация. Но, у прот. Александра Бовкало "казнить нельзя помиловать", хотя-бы по другому расставлены запятые, в данном случае точки: "В 09.1922 уклонился в обновленчество. Был епископом Томским, затем Алтайским. В 1923 принес покаяние. Возведен в сан архиепископа. С 1923 проживал в Петрограде. С 1924 – архиепископ Кингисеппский, викарий Ленинградской епархии;" - и, нет сомнительных датировок.

Скорее всего летом 1923 года, на момент закрытия Алексиевского монастыря, владыка оставался в нем как минимум насельником. Отголоски этого, похоже легли в расхожую цитату: "Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии во главе с викарным епископом Гавриилом была схвачена и расстреляна на горе Каштак." См., например, Журнал Московской Патриархии №12, 2005, http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/05/12-05/06.htm

Судя по записи в дневнике митр. Григория (Чукова), в конце ноября - нач. декабря 1923 года еп. Гавриил был уже в Петербурге, вот только вряд ли он к этому времени был возвен в сан архиепископа: "Относительно еп. Гавриила (Воеводина) предстоит еще разбор его дела на суде епископов: он участвовал в поставлении первого жена­того епископа в Сибири". См. Григорий (Чуков), митр., "О необходимости ликвидации обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви: документы и дневник 1923 - 1924 гг.", http://www.bogoslov.ru/text/4350772.htm.

Ответить