> Ольга Алексеевна, спасибо что написали.
> > Во-первых, Винниченко А.А. служил в этом храме за долго до "погромов" 20-30 годов.
> В текущей редакции статьи все данные были взяты из открытых источников. Список духовенства и период служения был взят из книги (см ниже). Там приведены только Данные о Духовенстве Успенского молитвенного дома в послевоенный период.
> * Шадрина А.В., Храмы Азовского района Ростовской области: справочник - Ростов н/Д; Изд-во ООО «Антей», 2014, c. 20 - 27:
> > И учитывая, что город Азов несколько раз переходил из рук в руки - то кто строил храм, и каким образом это кому-то удавалось? Он [храм] стоял на месте, с ещё довоенных лет. Я в нём бывала неоднократно.
> На с.21 той же статьи выложено фото "Успенский молитвенный дом г. Азов. 1942 – начало 1950-х гг". P
Я, пока ещё живой свидетель, а не пожелтевший документ, свидетельствую, что Азовский Собор я посещала вместе с бабушкой с четырёх-пяти лет ( это по памяти). Родители служили в Германии. Отец офицер. Закончил войну взятием Берлина. И ещё два года оставался в группе Советских войск. В 1945 году зимой он увёз маму и старшую сестру с собой в Берлин. Есть фото. А я ,маленькая, родилась 1 июля 1941г., осталась с дедушкой и бабушкой. Я помню как мы поднимались в храм по ступенькам. Это было огромное здание. Утром прихожан было немного и я свободно гуляла по храму, рассматривая иконы, иконостас, поднималась на балкон к хористам. Это был не молельный дом. И это были года 1945,46,47,48,49, и т.д .Ни строительства, ни разрушения в эти годы не происходило. Дедушка только в июле 1954 года перестал посещать храм по состоянию здоровья и вскоре умер. 17 августа 1954. Мне было уже 13 лет. Я не помню название улицы, но храм находился напротив Турецкого вала, немного ближе к площади, на которой когда-то был городской рынок. Теперь на этой площади Городская Администрация, гостиница.. Я покинула город летом 1957 года. Храм ещё работал. О дальнейшей его судьбе не знаю. Может в дореволюционный период и позже, до 20-25 годов это и был молельный дом, но потом нашёлся меценат , да и народные пожертвования позволили построить на этом намоленом месте Собор. Конечно, он не был таким великим как Кафедральные Соборы в Ростове и Новочеркаске, но и молельным домом его не назовёшь. На Дону не было таких погромов церквей как в центральной России. Кстати, после немецких авианалётов на город вокруг храма были сплошные воронки ( мы в них играли, прятались), Все дома вокруг исчезли, был пустырь. А храм не постардал. Народ всё удивлялся.
|