Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2248 Дата регистрации: 03.04.2013 |
две цитаты
10.11.2016 17:39:59 |
|
Насторожили 2 цитаты от Николая Барабанова (доцента, к.н.). Такое ощущение, что статью писала какая-то студентка. Первая цитата> Сначала Арсений подвизался в монастыре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского озера. Участвовал в посольстве, которое было отправлено в 1253 году императором Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей.
Во-первых, Оксия – это не просто гора в Вифинии, а островок-гора в Мраморном море. Во-вторых, несмотря на относительно невысокий авторитет Византийского словаря Филатова, цитате из этого словаря следует отдать должное: "В начале 50-х годов XIII в. стал игуменом монастыря Оксия на Принцевых островах в Мраморном море. После того как он отверг предложение никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254 ) отправиться в составе посольства к папе Иннокентию IV в 1253 г., Арсений сложил с себя обязанности игумена, несмотря на уговоры патриарха Мануила II (1243-1254). До интронизации был монахом обители у о. Аполлониада в Вифинии"
- эй вторит (или ее опережает) другая цитата: "Когда император Иоанн Дука Ватаци и патриарх Мануил II избирали послов для отправления к римскому папе Иннокентию IV, то вместе с архиереями кизикским [Георгием] и сардским [Андроником] предполагали послать и игумена Арсения. Но он отказался от этой миссии, а потом сложил с себя и звание игумена оксийского монастыря и удалился в монастырь близ Аполлониадского озера, где посвятил себя суровым аскетическим подвигам".
Взгляды Арсения Авториана по вопросу об отношении к латинянам можно проследить по сохранившемуся его завещанию "Testamentům sanctissimi Arsemi archiepiscopi Constantinopolis novae Romae et oecumenici patriarchae". "Он высоко ценил деятельность Федора II Ласкаря как идеолога и теоретика антилатинских группировок, и отмечал в своем завещании, что он много боролся за него и за укрепление его власти. Он гневно клеймит Михаила Палеолога, узурпировавшего престол и, как известно, возглавившего пролатинскую группировку, сделавшегося одним из виднейших ее теоретиков и предпринявшего шаги к заключению унии с западной католической церковью. Арсений сурово осуждает Михаила Палеолога за то, что он после прихода к власти стремился привести восточную перковь в состояние подчинения Риму, безбожному и злокозненному (..), обрушился на церковь с гонениями, которые прекратились до этого на много лет". См. Горянов Б. Т. Религиозно-полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в ХIII-ХV вв // Византийский временник. М., 1956. Т. 8. С. 137-138, http://www.vremennik.biz/sites/all/files/BB08_09.pdf Вторая цитата> После этого император Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над Арсением по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II).
Речь шла не о Кылыч-Арслане II, а о Кылыч-Арслане IV, вернее брате по отцу последнего, беглом Кай Кавусе II (повторно бежавшем в Византию в 1261 году). "Арсения обвинили в том, что он не поминал имя императора на Литургии, и в том, что он причастил ссыльного турецкого эмира и его семью, хотя те не были христианами. Обвинения были дутыми: Арсений, естественно, не мог поминать отлученного от Церкви императора за Литургией, а турецкий эмир заявил, что готов съесть перед Синодом целый окорок, чтобы доказать, что он более не мусульманин. Но «несерьезность» эмира оскорбила присутствующих, и он не был допущен в качестве свидетеля на заседание Синода. Патриарх Арсений заявил о неканоничности заседания и не явился на него". Несмотря на «несерьезность» приведенной выше цитаты от Дворкина (https://www.sedmitza.ru/lib/text/434817/), хотелось бы отметить следующее: "Кай Кавус II родился в 1234/1235 г. от брака султана Кай Хусрава II (1237-1245) и «дочери греческого священника» Бардулийи, которая тоже была христианкой, как и ее братья Кир Хайа и Кир Кадид. По их решению Кай Кавус II в детстве был тайно крещен, о чем, по словам византийских историков, свидетельствовали патриарх Арсений Авториан (1255-1259, 1261-1264) и писидийский митрополит Макарий, которые довольно близко общались с Кай Кавусом II. Став султаном, Кай Кавус II продолжал втайне соблюдать христианские обряды, а после 1261 г., находясь в Константинополе, делал это уже открыто и посещал церковные службы"
|
||
Ответить |