Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АРСЕНИЙ АВТОРИАН"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
две цитаты
10.11.2016 17:39:59

Насторожили 2 цитаты от Николая Барабанова (доцента, к.н.). Такое ощущение, что статью писала какая-то студентка.

Первая цитата

> Сначала Арсений подвизался в монастыре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского озера. Участвовал в посольстве, которое было отправлено в 1253 году императором Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей.

Во-первых, Оксия – это не просто гора в Вифинии, а островок-гора в Мраморном море. Во-вторых, несмотря на относительно невысокий авторитет Византийского словаря Филатова, цитате из этого словаря следует отдать должное:

"В начале 50-х годов XIII в. стал игуменом монастыря Оксия на Принцевых островах в Мраморном море. После того как он отверг предложение никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254 ) отправиться в составе посольства к папе Иннокентию IV в 1253 г., Арсений сложил с себя обязанности игумена, несмотря на уговоры патриарха Мануила II (1243-1254). До интронизации был монахом обители у о. Аполлониада в Вифинии"

  • Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 126-127:

- эй вторит (или ее опережает) другая цитата:

"Когда император Иоанн Дука Ватаци и патриарх Мануил II избирали послов для отправления к римскому папе Иннокентию IV, то вместе с архиереями кизикским [Георгием] и сардским [Андроником] предполагали послать и игумена Арсения. Но он отказался от этой миссии, а потом сложил с себя и звание игумена оксийского монастыря и удалился в монастырь близ Аполлониадского озера, где посвятил себя суровым аскетическим подвигам".

  • Святитель Феолипт Филадельфийский: Его эпоха и его учение о Церкви // Православие и мир (из альманаха «Альфа и Омега», № 17, 1998):

Взгляды Арсения Авториана по вопросу об отношении к латинянам можно проследить по сохранившемуся его завещанию "Testamentům sanctissimi Arsemi archiepiscopi Constantinopolis novae Romae et oecumenici patriarchae".

"Он высоко ценил деятельность Федора II Ласкаря как идеолога и теоретика антилатинских группировок, и отмечал в своем завещании, что он много боролся за него и за укрепление его власти. Он гневно клеймит Михаила Палеолога, узурпировавшего престол и, как известно, возглавившего пролатинскую группировку, сделавшегося одним из виднейших ее теоретиков и предпринявшего шаги к заключению унии с западной католической церковью. Арсений сурово осуждает Михаила Палеолога за то, что он после прихода к власти стремился привести восточную перковь в состояние подчинения Риму, безбожному и злокозненному (..), обрушился на церковь с гонениями, которые прекратились до этого на много лет".

См. Горянов Б. Т. Религиозно-полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в ХIII-ХV вв // Византийский временник. М., 1956. Т. 8. С. 137-138, http://www.vremennik.biz/sites/all/files/BB08_09.pdf

Вторая цитата

> После этого император Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над Арсением по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II).

Речь шла не о Кылыч-Арслане II, а о Кылыч-Арслане IV, вернее брате по отцу последнего, беглом Кай Кавусе II (повторно бежавшем в Византию в 1261 году). "Арсения обвинили в том, что он не поминал имя императора на Литургии, и в том, что он причастил ссыльного турецкого эмира и его семью, хотя те не были христианами. Обвинения были дутыми: Арсений, естественно, не мог поминать отлученного от Церкви императора за Литургией, а турецкий эмир заявил, что готов съесть перед Синодом целый окорок, чтобы доказать, что он более не мусульманин. Но «несерьезность» эмира оскорбила присутствующих, и он не был допущен в качестве свидетеля на заседание Синода. Патриарх Арсений заявил о неканоничности заседания и не явился на него".

Несмотря на «несерьезность» приведенной выше цитаты от Дворкина (https://www.sedmitza.ru/lib/text/434817/), хотелось бы отметить следующее:

"Кай Кавус II родился в 1234/1235 г. от брака султана Кай Хусрава II (1237-1245) и «дочери греческого священника» Бардулийи, которая тоже была христианкой, как и ее братья Кир Хайа и Кир Кадид. По их решению Кай Кавус II в детстве был тайно крещен, о чем, по словам византийских историков, свидетельствовали патриарх Арсений Авториан (1255-1259, 1261-1264) и писидийский митрополит Макарий, которые довольно близко общались с Кай Кавусом II. Став султаном, Кай Кавус II продолжал втайне соблюдать христианские обряды, а после 1261 г., находясь в Константинополе, делал это уже открыто и посещал церковные службы"

  • Апанович O.C. К вопросу о должности кундастабла у Сельджукидов Рума в XIII в.: кундастабл руми и Михаил Палеолог // ВВ. 2007. Т. 66, С. 188-189:

Ответить