> > Самое серьёзное, что можно было бы предъявить Москве - это эпоха владыки Никодима с её экуменофильством.
> Увы, на счету нашей Церкви очень много исторических ошибок, страшных ошибок, на фоне которых никодимова эпоха просто безвредной выглядит. Меряться тут бессмысленно, у каждой Церкви, как и у почти каждого христианина, - свои скелеты в шкафу. Потому нам и нужен Христос.
> > мы ведь все знаем ответ на вопрос, КОГДА Русская Церковь была менее свободна - в СССР или сейчас.
Я имел в виду не просто ошибки, а принятие ересей, беззаконий и прочих прелестей в качестве нормы. Протопресв. Александр Шмеман писал в дневнике, что Православие тем и отличается от Католицизма, что ничего, в чём оно бывало неправо, оно не догматизировало. Это безусловно чудо, и это и есть исполнения обетования Господа про врата адовы.
> У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. На рубеже веков Церковь, пожалуй, и была какое-то время свободна, сейчас - нет. Церковь стала важным институтом воздействия на массы, она уже фактически встроена в государственную машину. С советских времен изменились лишь методы воздействия, вместо репрессивного аппарата используется экономический поводок. Церковь стала почти столь же несамостоятельной, как в синодальный период. И это очень печально.
Да, именно так. Но лично у меня достаточно материала для сравнения. Я воцерковлялся в 1982 году, и методы тогдашние знаю непонаслышке. Так случилось, что с одним из батюшек, очень плотно включённым в современную несвободу, был ещё совсем недавно знаком лично. Свидетельствую: методы точно те же, просто спецслужба (уж простите, но я множественного числа этого слова не признаю, несмотря на формальное наличие государственных границ) действует более открыто, прямо говоря, что "сейчас цели Церкви и государства совпадают". Соблазн велик. Многие вербуемые решают, что смогут балансировать и даже манипулировать в интересах Церкви. Но лукавого обыграть невозможно: он профессионал.
|