![]() |
прп. Дамиан Печерский |
(† между 1062 и 3.05.1074), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий
Память 5 октября, 28 сентября - в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, целебник.
Рассказ о Дамиане помещен среди рассказов о др. Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет» под 6582 (1074/75) г. в статье о кончине игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Феодосия.
О Дамиане (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в житии прп. Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном прп. Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Дамиане находилось в составе несохранившегося жития прп. Антония Печерского кон. XI в. [1] Рассказ о Дамиане входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей, рубежа XIII и XIV вв. [2] Отдельное житие Дамиана, созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польск. языке в издании патерика. [3]
Дамиан был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу ПВЛ, он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению исцелял больных молитвой и помазанием св. елеем. В Житии прп. Феодосия сообщается, что Дамиан ревностно «подражааше житию и съмерению» св. игумена. Многие знавшие Дамиана свидетельствовали автору Жития «о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа». Бывшие у Дамиана в келье видели «кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы» [4] Перед кончиной святому явился ангел в образе прп. Феодосия, возвестивший, что Дамиан будет в Царствии Небесном. В Житии прп. Феодосия приводится молитва Дамиана, в к-рой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с прп. Феодосием и после смерти. Прп. Феодосий с нек-рыми насельниками мон-ря были при больном до самой его кончины. Тело Дамиана погребли в присутствии всей братии в Ближних (Антониевых) пещерах. Принятая в лит-ре начиная с XIX в. дата преставления Д.- 1071 г.- необоснованна, время кончины святого определяется периодом настоятельства в обители прп. Феодосия.
Почитание
В «Анфологионе»[5] имя Дамиан указано с памятью 5 октября, что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в мон-ре к этому времени. В 1-м тропаре 3-й песни канона прп. отцам Печерским, составленного в 1643 г. по благословению Киевского миторолита свт. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константипольского патриарха Мелетием Сиригом, Дамиан как целитель воспевается вместе с прп. Агапитом, врачом безмездным. [6] Имя Дамиана включено под 5 октября в «Полуустав» [7] и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) [8] В Похвальном слове рус. преподобным, созданном соловецким мон. Сергием (Шелониным) в 1645-1647 гг., Дамиан упоминается в ряду др. Киево-Печерских святых. [9]
Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684-1690 гг., при архим. Варлааме Ясинском (впосл. митрополит Киевский). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Дамиану вместе с преподобными Матфеем и Иеремией прозорливыми. [10]
Иконография
Наиболее раннее изображение Дамиана находится в Радзивиловской летописи кон. XV в. [11] в числе миниатюр с образами первых черноризцев Печерских, под 1074 г.- композиция успения святого, у одра к-рого стоят игумен обители прп. Феодосий Киево-Печерский с братией. Дамиан представлен возлежащим на ложе со сложенными на груди покровенными руками, в монашеском одеянии и куколе, с нимбом, как и прп. Феодосий. [12]
Одно из ранних произведений - ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика [13] с 2-частной композицией. Вверху - фронтальное ростовое изображение Дамиана в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и четками в опущенной левой руке; на дальнем плане - виды мон-ря и Ближних пещер. Внизу - сюжет с ангелом, склоненным над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Дамиану (надпись: «Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство» - Ровинский. [14]
На гравюре для издания Патерика 1702 г. работы Леонтия Тарасевича фигура Дамиана помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склоненной головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке - четки. Поза святого, рисунок черепа на поземе с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов - исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше - композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии.
К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Сед, плешив, брада проста, доле Николиной, на плечах схима, риза преподобническая, испод лазорь». [15] В сводном подлиннике XVIII в. Г. Д. Филимонова под 5 октября о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка». [16] Вместе с преподобными Иеремией и Матфеем Киево-Печерскимион упомянут также под 5 октября в тексте рукописи XVIII в., принадлежавшей С. Т. Большакову. [17] Единоличное изображение Дамиана имеется на иконе 40-х гг. XIX в. у раки святого в Ближних пещерах работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, - вполоборота вправо, в монашеской мантии и красной епитрахили, с ниспадающими на плечи темными волосами и окладистой бородой с проседью, руки сложены крестообразно на груди, в левой - четки.
На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» (1643-1676) работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), в аллегорической форме прославляющей Киево-Печерскую обитель и ее святых, уподобленных святителям РПЦ, а также на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Дамиана наряду с др. преподобными Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции. [18]
На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Дамиан изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском», в левой части иконы в 3-м ряду 1-м справа (вблизи престола Богородицы), с надписью на нимбе: «прпд Дамианъ». Он представлен вполоборота вправо, руки сложены на груди, в мантии и парамане с красным Голгофским крестом, на голове клобук, борода с проседью. [19]
В произведениях с сюжетом «Собор Киево-Печерских святых» Дамиан, как правило, предстоит в левой группе святых за прп. Антонием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. [20] Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дамiанъ ц.» На иконе 2-й пол. XIX в. [21] Дамиан (по надписи: «Домiянъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер. [22]] В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова ГРМ; [23], на хромолитографии 1894 г. Киево-Печерской лавры (РГБ) - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева.
В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя поясной образ Дамиана находился в зап. части среди Киево-Печерских святых возле композиции. [24] В стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), как и в росписи 1898 г. на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией.
На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) Д.- в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер. [25]
Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах
Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.
Источники: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 189; Т. 2. Стб. 180; Абрамович Д. И. Києво-Печерський патерик. К., 1930. С. 94; Успенский сборник XII-XIII вв. / Подгот. к печ.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 102-103; БЛДР. 1997. Т. 1. С. 396, 398 [Житие прп. Феодосия Печерского]; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 42, 76. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Окт. С. 195-196; Описание о рос. святых. С. 20; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14-15; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 41-42; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 23, 48, 54-55. Е . В . Лопухина
Литература: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ. М., 1870. С. 28; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 92; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Києво-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонизацiï // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63; Києво-Печерськi патерики з колекцiï Музею книги i друкарства Украïни: Кат. К., 2003. С. 5.
Использованные материалы
[1] Древнерус. патерики. С. 42; см.: Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 23-24, 67-69
[2] Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. СПб., 1897. С. 5; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 27-32
[3] Sylvestr (Kosov), metr. Patericon, abo Żywoty ss. oyców Pieczarskich. K., 1635. S. 68-69; на церковнослав. языке - в Киево-Печерском патерике (К., 1661. Л. 142 об.-144 об.
[4] Успенский сборник. С. 102.
[5] К., 1619
[6] Там же. С. 146
[7] К.,1643
[8] РГБ. МДА. Фунд. № 201. Л. 304 об.; сер. 50-х гг. XVII в.
[9] Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 578
[10] Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1, 10). Д. упоминается в 3-м тропаре 3-й песни канона прп. отцам Ближних пещер (Минея (МП). Сент. С. 822
[11] БАН. 34. 5. 30. Л. 110
[12] Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 110; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 343
[13] Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661
[14] Народные картинки. Т. 3. С. 627
[15] БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна»
[16] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167
[17] Большаков. Подлинник иконописный. С. 36
[18] Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314
[19] Искусство земли Владимирской: Кат. выст. / ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41
[20] см., напр.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621
[21] собр. В. А. Бондаренко
[22] И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57
[23] опубл.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169
[24] «Основание Киево-Печерской лавры» Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров М., 1996п. С. 85
[25] Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236