Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОСИПОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Александр Александрович Осипов (1911 - 1967), бывш. протоиерей и б. профессор Ленинградской духовной академии

Родился 10 ноября 1911 года в городе Ревеле (ныне Таллин) Эстляндской губернии в семье чиновника местного отделения государственного банка Александра и Клавдии Григорьевны Осиповых. В дальнейшем отца перевели на работу в Сухуми, затем в Оренбург. Там семья и встретила революцию. Гражданская война внесла свои коррективы: чтобы выжить в условиях голода и разрухи, Осиповы переехали на родину отца - в Иваново-Вознесенск. Там семья распалась, и мать, забрав ребенка, в 1922 году вернулась обратно в Таллин. Таким образом, из советской страны маленький Саша попал в буржуазную Эстонию.

Окончил русское начальное училище и Таллинскую русскую частную гимназию, блестяще выучил эстонский язык. Формулярный список, конечно же, не может дать представления о том, как формировался в те годы его облик, что (и как) влияло на его характер. Верить его "атеистическому рассказу" трудно - он писался на заказ; домысливать самостоятельно - бессмысленно. Однако у нас все-таки есть возможность ретроспекции.

С 1926 года печатался в местных газетах. По собственным воспоминаниям, с 1926 по 1940 год опубликовал до 65 статей, рассказов и стихотворений в русской и эстонской периодической печати и 10 книжек и брошюр отдельными изданиями, в том числе книга стихотворений, пьеса для юношества, описание путешествия на Старый Валаам в Финляндию и несколько богословских работ.

С 1928 по 1932 год - член кружков Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Таллине и Тарту. Слушал лекции Николая Бердяева, Николая Арсеньева, Владимира Ильина, священника Сергия Четверикова, протоиерея Иоанна Богоявленского, Василия Зеньковского, Бориса Вышеславцева, Льва Зандера. Был сотрудником журнала «Православный собеседник».

В 1929 году был участником (избран секретарём) II съезда РСХД в Печерском монастыре (3-11 августа 1929). Выпустил книгу о съезде: «У родных святынь». Участник III съезда РСХД, проходившего в Пюхтицком монастыре с 24 по 30 июля 1930 года.

С января 1931 по июнь 1935 года обучался на православном отделении богословского факультета Тартуского университета., будучи практически по всем предметам отличником. До поступления короткое время отбывал воинскую повинность в эстонской армии. Научная карьера молодого ученого развивалась тогда вполне успешно: после написании работы "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома" Александр Осипов получил ученую степень магистра теологии и был оставлен при университете докторантом. Он учился полтора года и был вынужден покинуть университет (как русский), когда в Эстонии произошел переворот и к власти пришли националисты.

Впрочем, прерванная ученая карьера никак не сказалась на его судьбе православного деятеля.

28 июля 1935 года женился на Нине, дочери протоиерея Николая Павского.

25 августа 1935 года был рукоположен в сан диакона, а через пять дней - во священника. Будучи священником, Осипов продолжал начатую в годы учебы деятельность: работал миссионером тюрем, богаделен, бараков, сумасшедших домов. Свое священническое служение он начал в конце 1936 года в церкви в честь Казанской иконы Рождества Богородицы. Одновременно он преподавал в Таллинской русской частной гимназии, Эстонской частной гимназии Лендер и на русских вечерних богословских курсах.

В 1940 году, после "воссоединения" Эстонии с СССР, к своим прежним обязанностям Осипов прибавил еще и секретарские, согласившись работать в Эстонском экзархате Московской Патриархии.

Летом 1941 года мобилизован в Красную Армию, но направлен не на передовую, а в тыловую часть. Служил он, впрочем, недолго: уже в 1942 году отца Александра лицезрели верующие Перми. Там же в Перми в 1943 г. он усыновил мальчика ("из военных сирот").

В 1944 году, когда Таллин вновь стал советским, он получил возможность переехать в Эстонию. Вернувшись домой, он не встретил жену: она, взяв маленьких детей - пятилетнюю дочь и трехлетнего сына, - ушла на Запад вместе с отступавшими немецкими войсками.

Как и до войны, Осипов - настоятель и секретарь епархиального управления. 31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви от Таллинской епархии [1]

Таким образом, Осипов разом и навсегда лишился семьи. Как православный священник он не мог надеяться когда-либо создать новую, как советский гражданин он не смел даже мечтать о воссоединении с прежней, вместе с врагом оказавшейся вне досягаемости коммунистического режима. В дальнейшем до Осипова дошло сообщение, что жена, оставшись на Западе, отреклась от него как от "красного попа". Это было одним из самых сильных потрясений его жизни, к которому в тех условиях не могло не добавиться и опасение за свою дальнейшую судьбу: какие последствия "побега жены" могли иметь место в судьбе священника, к тому же выросшего и получившего образование в буржуазной стране, вполне ясно. Тем более что в досоветский период сам Осипов не слишком радовался жизни в Советском Союзе - среди 65 его эстонских публикаций можно было найти и откровенно антисоветские. Думается, не будет большой натяжкой предположить, что компетентные органы имели на этот счет свою информацию: шила в мешке не утаишь. Возьму на себя смелость сказать, что именно тогда Осипов и был завербован как штатный информатор и секретный осведомитель. Недавно опубликованный доклад Осипова ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Кушнареву А. И., помеченный июнем 1951 г., лишь иллюстрирует сказанное...

В дальнейшем его церковная карьера оказалась связанной с Ленинградом: возрожденным после Отечественной войны духовным школам нужны были преподаватели, и профессор Осипов оказался как нельзя более кстати. Более того, он получил назначение инспектором ЛДАиС. В 1947 году некоторое время исполнял даже обязанности ректора. Жизнь, таким образом, определилась. Но тут произошло еще одно событие, сыгравшее роль последней, роковой соломинки, которая, по арабской пословице, ломает горб верблюда.

В январе 1951 году Осипов женился вторым браком на своей бывшей духовной дочери, приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. После своего второбрачия Александр Осипов окончательно перестал служить. Не случайно, рассуждая о его печальной судьбе, один из его учеников, ныне маститый петербургский священник, сказал, что

"клирик, перестающий служить литургию, постепенно нравственно деградирует. То, что Осипов после своего второго брака никогда более не совершал Таинства, подготовило его уход. Остальное (в том числе и позитивистский взгляд на многие историко-церковные и канонические проблемы) этим лишь усугубилось".

Хрущевским идеологам нужен был очередной козырь в антирелигиозной борьбе, и они воспользовались фигурой прекрасно знакомого им (по линии КГБ) церковного профессора. Давно сломанный, переживавший сомнения и нравственное одиночество (второй его брак не был счастливым и в конце концов уже после отречения распался), Осипов сделал роковой шаг.

Его дальнейшая жизнь - жизнь воинствующего антирелигиозника, любыми способами стремившегося доказать искренность своего безбожия. Отказ от веры не восстановил нарушенный в его душе мир, хотя Осипов неоднократно и заявлял об обратном. Многие слушатели его атеистических лекций до сих пор вспоминают то странное впечатление, которое они производили; с одной стороны, нарочитая тенденциозность, с другой - трудно скрываемое лицемерие, желание понравиться публике, актерство. И хотя в научных кругах Осипова всерьез не воспринимали, ему помогали издаваться, а в конце 1966 г. за три работы - "Катехизис без прикрас", "Евангелие от иезуита" и "Женщина под крестом" - присвоили ученую степень кандидата философских наук.

2 декабря 1959 года написал заявление о своем уходе из Православной Церкви. Стал активным пропагандистом атеизма, написал несколько резко антицерковных книг [2]. С 1960 по 1967 год работал сначала главным библиотекарем отдела фондов Государственной Публичной библиотеки. Официально он числился старшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма.

Но уже в январе 1967 года активная деятельность бывшего богослова была остановлена неизлечимой болезнью. И на больничной койке он продолжал заявлять о своем атеизме и нежелании покаяться. Впрочем, если бы и захотел, такой возможности ему бы не предоставили - несколько раз бывшие ученики по духовной академии безуспешно пытались попасть в его палату. "Живое знамя" атеизма было использовано в полной мере.

Скончался 25 октября 1967 года, умирая долго и мучительно.

Сочинения

  • "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома"
  • Настольная книга атеиста
  • Катехизис без "прикрас" (1966)
  • "Евангелие" от... иезуита (1966)
  • Спасы
  • "Женщина под крестом" (1966)
  • Откровенный разговор с верующими и неверующими
  • Мой ответ верующим. Отклик на отклики

Использованные материалы



[1]  "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с.129, http://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf

[2]  Имя Божие похулившие. Годы хрущёвских гонений: судьбы отступников. Случай Осипова //сайт прихода Троицкого храма г. Кириши Тихвинской епархии, http://sv-troica.prihod.ru/favouritecat/view/id/27876

Редакция текста от: 31.07.2022 21:30:28
Последняя подтвержденная редакция: 07.08.2022 20:03:14

"ОСИПОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google