Вышеславцев Борис Петрович (1877 - 1954), русский философ.
Родился 3 октября 1877 года в Москве.
В 1899 г. окончил юридический факультет Московского университета, занимался адвокатурой. В 1902 г. вошел в кружок П. И. Новгородцева. После сдачи магистерских экзаменов был направлен на 2-годичную стажировку в Германию и продолжал образование в Марбурге у П. Наторпа и Г. Когена.
С 1906 г. читал после Новгородцева курс истории политических учений, преподавал в московском Коммерческом институте и Народном университете им. А. Л. Шанявского; к этому же периоду относятся первые сочинения Вышеславцева, написанные не без влияния учения об «общественном идеале» Новгородцева: «Несколько слов о миросозерцании Чичерина» (1906) и «Обоснование социализма у Фихте» (1908). Наиболее крупной работой философа до эмиграции является магистерская диссертация «Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914), вызвавшая интерес и отклики в печати.
В январе 1917 г. Вышеславцев был избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета, но в должности не был утвержден из-за политических событий.
В 1922 г. выслан за границу; в Берлине становится активным участником Русской религиозно-философской академии (РРФА). Темы прочитанных лекций и докладов — «Мировой кризис религии», «Русская стихия у Достоевского», «Христианство и социализм», «О консерватизме и радикализме истинном и ложном», «Религиозно-исторический путь еврейства» — легли в основу ряда последующих публикаций Вышеславцева.
В середине 1924 г. Вышеславцев вошел в состав Софии Святой братства; в 1925–1926 гг. совмещал участие в парижских заседаниях братства с публичными выступлениями в Берлине (лекция «О Достоевском») и чтением курсов лекций на тему «Социальная философия христианства» в берлинской РРФА (весенний семестр 1926). Окончательно Вышеславцев перебрался в Париж летом — осенью 1926 г. и совместно с Н. А. Бердяевым читал в РРФА курс лекций «Христианство и государство. Христианство и социальный вопрос», а с 1927 по 1943 г. исполнял обязанности профессора нравственного богословия в Православном Богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже.
С 1925 по 1939 г. Вышеславцев занимал пост заместителя главного редактора журнала «Путь» (совместно с Г. Г. Кульманом). Именно в этом журнале были опубликованы важнейшие статьи Вышеславцева периода эмиграции. Примерно к середине 20-х гг. XX в. относится личное знакомство Вышеславцева с К. Г. Юнгом и рецепция русским философом юнгианской версии психоанализа. В 30-х гг. Вышеславцев совместно с Э. К. Метнером, а после смерти Метнера в 1936 г. один осуществил 4-томное издание трудов Юнга на русском языке.
Вышеславцев принимал участие в евразийских семинарах (1927, тема доклада — «Культура, политика и право»), в «новоградском» движении, сближаясь в ряде оценок с Г. П. Федотовым (Новый Град. 1932. № 2), в некоторых «закрытых» кружках и семинарах, в частности прот. Сергия Булгакова об аскезе и культуре на квартире у Л. А. Зандера и В. А. Зандер 21 дек. 1933 г. (вместе с В. В. Вейдле, Федотовым, Б. И. Сове, мон. Марией (Скобцовой), Ю. Н. Рейтлингер, В. В. Зеньковским, В. Н. Ильиным, Н. Н. Афанасьевым, мон. Евдокией (Мещеряковой), А. В. Оболенской). Тем более трагическим оказался разрыв Вышеславцева с русской интеллектуальной средой в кон. 1939 г.
С точки зрения современного французского исследователя, «хотя журнал [«Путь» - ред.] в целом выступил против немецких захватчиков, два автора «Пути» — Б. Вышеславцев и В. Ильин — решили сотрудничать с нацистским правительством, чтобы помочь ему в борьбе с Советским Союзом. Вышеславцев лишился — в ходе обновления состава редакционного комитета журнала в октябре 1939 года — поста заместителя главного редактора. Как и Мережковские, Вышеславцев пришел в восторг 22 июня 1941 г., когда немецкие войска вошли на советскую территорию.
Ни один источник не позволяет узнать, чем именно занимался Вышеславцев во время войны. В. Яновский просто пишет, что он разъезжал между Францией и Германией, где он сотрудничал с пропагандистскими органами Рейха. В 1943 г. он уехал из Франции в Швейцарию, будучи членом Международного психологического общества. После войны он остался в Швейцарии, чтобы избежать суда французских трибуналов» [1]. Однако до 1943 г. Вышеславцев оставался профессором Свято-Сергиевского православного богословского института и пользовался его поддержкой; в кон. 30-х — нач. 40-х гг. пережил религиозный кризис, связанный как с атмосферой своей изоляции и неприятия своих идей в эмигрантской среде, так и с резким ухудшением здоровья. Одна из лучших статей Вышеславцева с характерным названием «Богооставленность» [2] относится к этому периоду.
В письме прот. Сергию Булгакову от 29 марта 1943 г., отправленном из Парижа, Вышеславцев писал:
С 1943 г. (по др. источникам, с кон. 40-х гг.) Вышеславцев поселяется в Женеве. Последний период жизни философа связан с его идейным сближением с Народно-трудовым союзом (НТС) и изд. «Посев», в это время выходят его книги: «Философская нищета марксизма» (1952; под псевдонимом Б. Петров) и «Кризис индустриальной культуры» (1953).
Вышеславцев умер от туберкулеза 5 октября 1953 г. в Женеве; последнее его соч. «Вечное в русской философии» увидело свет после смерти философа, в 1955 г.
Использованные материалы
- А. И. Резниченко. Статья из X т. «Православной энциклопедии», М. 2005.
[1] Аржаковский. С. 560
[2] Путь. 1939–1940. № 61
[3] Архив прот. Сергия Булгакова в Свято-Сергиевском православном богословском ин-те. Кор. XIII. Папка 69. Л. 2