Александр Александрович Осипов |
Родился 10 ноября 1911 года в городе Ревеле (ныне Таллин) Эстляндской губернии в семье чиновника местного отделения государственного банка Александра и Клавдии Григорьевны Осиповых. В дальнейшем отца перевели на работу в Сухуми, затем в Оренбург. Там семья и встретила революцию. Гражданская война внесла свои коррективы: чтобы выжить в условиях голода и разрухи, Осиповы переехали на родину отца - в Иваново-Вознесенск. Там семья распалась, и мать, забрав ребенка, в 1922 году вернулась обратно в Таллин, в буржуазную Эстонию.
Окончил русское начальное училище и Таллинскую русскую частную гимназию, блестяще выучил эстонский язык.
С 1926 года печатался в местных газетах. По собственным воспоминаниям, с 1926 по 1940 год опубликовал до 65 статей, рассказов и стихотворений в русской и эстонской периодической печати и 10 книжек и брошюр отдельными изданиями, в том числе книга стихотворений, пьеса для юношества, описание путешествия на Старый Валаам в Финляндию и несколько богословских работ.
С 1928 по 1932 год - член кружков Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Таллине и Тарту. Слушал лекции Николая Бердяева, Николая Арсеньева, Владимира Ильина, священника Сергия Четверикова, протоиерея Иоанна Богоявленского, Василия Зеньковского, Бориса Вышеславцева, Льва Зандера. Был сотрудником журнала «Православный собеседник».
3-11 августа 1929 года был участником и секретарём II съезда РСХД в Печерском монастыре. Выпустил книгу о съезде: "У родных святынь".
С 24 по 30 июля 1930 года был участником III съезда РСХД, проходившего в Пюхтицком монастыре.
С января 1931 по июнь 1935 года обучался на православном отделении богословского факультета Тартуского университета., будучи практически по всем предметам отличником. До поступления короткое время отбывал воинскую повинность в эстонской армии.
После написании работы "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома" получил ученую степень магистра теологии и был оставлен при университете докторантом. Он учился полтора года и был вынужден покинуть университет (как русский), когда в Эстонии произошел переворот и к власти пришли националисты.
28 июля 1935 года женился на Нине, дочери протоиерея Николая Павского.
25 августа 1935 года был рукоположен в сан диакона, а через пять дней - во священника. Он продолжал начатую в годы учебы деятельность: работал миссионером тюрем, богаделен, бараков, сумасшедших домов.
В конце 1936 года служил в церкви Казанской иконы Рождества Богородицы. Одновременно он преподавал в Таллинской русской частной гимназии, Эстонской частной гимназии Лендер и на русских вечерних богословских курсах.
В 1940 году, после "воссоединения" Эстонии с СССР, к своим прежним обязанностям Осипов прибавил еще и секретарские, согласившись работать в Эстонском экзархате Московской Патриархии.
Летом 1941 года мобилизован в Красную армию, был направлен в тыловую часть.
В 1942 году оказался в Перми. Там же в Перми в 1943 году он усыновил мальчика ("из военных сирот").
В 1944 году, когда Таллин вновь стал советским, он получил возможность переехать в Эстонию. Вернувшись домой, он не встретил жену: она, взяв маленьких детей - пятилетнюю дочь и трехлетнего сына, - ушла на Запад вместе с отступавшими немецкими войсками. В дальнейшем до Осипова дошло сообщение, что жена, оставшись на Западе, отреклась от него как от "красного попа". Это было одним из самых сильных потрясений его жизни, к которому в тех условиях не могло не добавиться и опасение за свою дальнейшую судьбу: какие последствия "побега жены" могли иметь место в судьбе священника, к тому же выросшего и получившего образование в буржуазной стране, вполне ясно. Тем более что в досоветский период сам Осипов не слишком радовался жизни в Советском Союзе - среди 65 его эстонских публикаций можно было найти и откровенно антисоветские.
Как и до войны, Осипов - настоятель и секретарь епархиального управления. 31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви от Таллинской епархии [1]
В дальнейшем его церковная карьера оказалась связанной с Ленинградом: возрожденным после Отечественной войны духовным школам нужны были преподаватели, и профессор Осипов оказался как нельзя более кстати. Он был назначен инспектором ЛДАиС. В 1947 году некоторое время исполнял даже обязанности ректора.
В январе 1951 году Осипов женился вторым браком на своей бывшей духовной дочери, приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. После своего второбрачия Александр Осипов окончательно перестал служить. Рассуждая о его печальной судьбе, один из его учеников, позже маститый петербургский священник, сказал, что
Хрущевским идеологам нужен был очередной козырь в антирелигиозной борьбе, и они воспользовались фигурой прекрасно знакомого им (по линии КГБ) церковного профессора. Давно сломанный, переживавший сомнения и нравственное одиночество (второй его брак не был счастливым и в конце концов уже после отречения распался), Осипов сделал роковой шаг.
2 декабря 1959 года написал заявление о своем уходе из Православной Церкви. Стал активным пропагандистом атеизма, написал несколько резко антицерковных книг [2].
Его дальнейшая жизнь - жизнь воинствующего антирелигиозника, любыми способами стремившегося доказать искренность своего безбожия. Отказ от веры не восстановил нарушенный в его душе мир, хотя Осипов неоднократно и заявлял об обратном. Многие слушатели его атеистических лекций до сих пор вспоминают то странное впечатление, которое они производили; с одной стороны, нарочитая тенденциозность, с другой - трудно скрываемое лицемерие, желание понравиться публике, актерство. И хотя в научных кругах Осипова всерьез не воспринимали, ему помогали издаваться, а в конце 1966 года за три работы - "Катехизис без прикрас", "Евангелие от иезуита" и "Женщина под крестом" - присвоили ученую степень кандидата философских наук.
С 1960 по 1967 год работал сначала главным библиотекарем отдела фондов Государственной публичной библиотеки. Официально он числился старшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма.
Но уже в январе 1967 года активная деятельность бывшего богослова была остановлена неизлечимой болезнью. И на больничной койке он продолжал заявлять о своем атеизме.
Скончался 25 октября 1967 года, умирая долго и мучительно.
Сочинения
- "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома"
- Настольная книга атеиста
- Катехизис без "прикрас" (1966)
- "Евангелие" от... иезуита (1966)
- Спасы
- "Женщина под крестом" (1966)
- Откровенный разговор с верующими и неверующими
- Мой ответ верующим. Отклик на отклики
Использованные материалы
- Сергей Фирсов, "...Атеист и друг ваш Александр Осипов" // Независимая газета, №16 от 03.11.1999:
- Протоиерей Александр Осипов // официальный сайт Санкт-петербургской духовной академии
[1] "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с.129, http://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf
[2] Имя Божие похулившие. Годы хрущёвских гонений: судьбы отступников. Случай Осипова //сайт прихода Троицкого храма г. Кириши Тихвинской епархии, http://sv-troica.prihod.ru/favouritecat/view/id/27876