Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОСИПОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Александр Александрович Осипов
Александр Александрович Осипов
Александр Александрович Осипов (1911 - 1967), бывш. протоиерей и бывш. профессор Ленинградской духовной академии, атеистический пропагандист

Родился 10 ноября 1911 года в городе Ревеле (ныне Таллин) Эстляндской губернии в семье чиновника местного отделения государственного банка Александра и Клавдии Григорьевны Осиповых. В дальнейшем отца перевели на работу в Сухуми, затем в Оренбург. Там семья и встретила революцию. Гражданская война внесла свои коррективы: чтобы выжить в условиях голода и разрухи, Осиповы переехали на родину отца - в Иваново-Вознесенск. Там семья распалась, и мать, забрав ребенка, в 1922 году вернулась обратно в Таллин, в буржуазную Эстонию.

Окончил русское начальное училище и Таллинскую русскую частную гимназию, блестяще выучил эстонский язык.

С 1926 года печатался в местных газетах. По собственным воспоминаниям, с 1926 по 1940 год опубликовал до 65 статей, рассказов и стихотворений в русской и эстонской периодической печати и 10 книжек и брошюр отдельными изданиями, в том числе книга стихотворений, пьеса для юношества, описание путешествия на Старый Валаам в Финляндию и несколько богословских работ.

С 1928 по 1932 год - член кружков Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Таллине и Тарту. Слушал лекции Николая Бердяева, Николая Арсеньева, Владимира Ильина, священника Сергия Четверикова, протоиерея Иоанна Богоявленского, Василия Зеньковского, Бориса Вышеславцева, Льва Зандера. Был сотрудником журнала «Православный собеседник».

3-11 августа 1929 года был участником и секретарём II съезда РСХД в Печерском монастыре. Выпустил книгу о съезде: "У родных святынь". 

С 24 по 30 июля 1930 года был участником III съезда РСХД, проходившего в Пюхтицком монастыре.

С января 1931 по июнь 1935 года обучался на православном отделении богословского факультета Тартуского университета., будучи практически по всем предметам отличником. До поступления короткое время отбывал воинскую повинность в эстонской армии. 

После написании работы "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома" получил ученую степень магистра теологии и был оставлен при университете докторантом. Он учился полтора года и был вынужден покинуть университет (как русский), когда в Эстонии произошел переворот и к власти пришли националисты.

28 июля 1935 года женился на Нине, дочери протоиерея Николая Павского.

25 августа 1935 года был рукоположен в сан диакона, а через пять дней - во священника. Он продолжал начатую в годы учебы деятельность: работал миссионером тюрем, богаделен, бараков, сумасшедших домов.

В конце 1936 года служил в церкви Казанской иконы Рождества Богородицы. Одновременно он преподавал в Таллинской русской частной гимназии, Эстонской частной гимназии Лендер и на русских вечерних богословских курсах.

В 1940 году, после "воссоединения" Эстонии с СССР, к своим прежним обязанностям Осипов прибавил еще и секретарские, согласившись работать в Эстонском экзархате Московской Патриархии.

Летом 1941 года мобилизован в Красную армию, был направлен в тыловую часть. 

В 1942 году оказался в Перми. Там же в Перми в 1943 году он усыновил мальчика ("из военных сирот").

В 1944 году, когда Таллин вновь стал советским, он получил возможность переехать в Эстонию. Вернувшись домой, он не встретил жену: она, взяв маленьких детей - пятилетнюю дочь и трехлетнего сына, - ушла на Запад вместе с отступавшими немецкими войсками. В дальнейшем до Осипова дошло сообщение, что жена, оставшись на Западе, отреклась от него как от "красного попа". Это было одним из самых сильных потрясений его жизни, к которому в тех условиях не могло не добавиться и опасение за свою дальнейшую судьбу: какие последствия "побега жены" могли иметь место в судьбе священника, к тому же выросшего и получившего образование в буржуазной стране, вполне ясно. Тем более что в досоветский период сам Осипов не слишком радовался жизни в Советском Союзе - среди 65 его эстонских публикаций можно было найти и откровенно антисоветские.

Как и до войны, Осипов - настоятель и секретарь епархиального управления. 31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви от Таллинской епархии [1]

В дальнейшем его церковная карьера оказалась связанной с Ленинградом: возрожденным после Отечественной войны духовным школам нужны были преподаватели, и профессор Осипов оказался как нельзя более кстати. Он был назначен инспектором ЛДАиС. В 1947 году некоторое время исполнял даже обязанности ректора.

В январе 1951 году Осипов женился вторым браком на своей бывшей духовной дочери, приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. После своего второбрачия Александр Осипов окончательно перестал служить. Рассуждая о его печальной судьбе, один из его учеников, позже маститый петербургский священник, сказал, что

"клирик, перестающий служить литургию, постепенно нравственно деградирует. То, что Осипов после своего второго брака никогда более не совершал Таинства, подготовило его уход. Остальное (в том числе и позитивистский взгляд на многие историко-церковные и канонические проблемы) этим лишь усугубилось".

Хрущевским идеологам нужен был очередной козырь в антирелигиозной борьбе, и они воспользовались фигурой прекрасно знакомого им (по линии КГБ) церковного профессора. Давно сломанный, переживавший сомнения и нравственное одиночество (второй его брак не был счастливым и в конце концов уже после отречения распался), Осипов сделал роковой шаг. 

2 декабря 1959 года написал заявление о своем уходе из Православной Церкви. Стал активным пропагандистом атеизма, написал несколько резко антицерковных книг [2].

Его дальнейшая жизнь - жизнь воинствующего антирелигиозника, любыми способами стремившегося доказать искренность своего безбожия. Отказ от веры не восстановил нарушенный в его душе мир, хотя Осипов неоднократно и заявлял об обратном. Многие слушатели его атеистических лекций до сих пор вспоминают то странное впечатление, которое они производили; с одной стороны, нарочитая тенденциозность, с другой - трудно скрываемое лицемерие, желание понравиться публике, актерство. И хотя в научных кругах Осипова всерьез не воспринимали, ему помогали издаваться, а в конце 1966 года за три работы - "Катехизис без прикрас", "Евангелие от иезуита" и "Женщина под крестом" - присвоили ученую степень кандидата философских наук.

С 1960 по 1967 год работал сначала главным библиотекарем отдела фондов Государственной публичной библиотеки. Официально он числился старшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма.

Но уже в январе 1967 года активная деятельность бывшего богослова была остановлена неизлечимой болезнью. И на больничной койке он продолжал заявлять о своем атеизме.

Скончался 25 октября 1967 года, умирая долго и мучительно.

Сочинения

  • "Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома"
  • Настольная книга атеиста
  • Катехизис без "прикрас" (1966)
  • "Евангелие" от... иезуита (1966)
  • Спасы
  • "Женщина под крестом" (1966)
  • Откровенный разговор с верующими и неверующими
  • Мой ответ верующим. Отклик на отклики

Использованные материалы



[1]  "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с.129, http://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf

[2]  Имя Божие похулившие. Годы хрущёвских гонений: судьбы отступников. Случай Осипова //сайт прихода Троицкого храма г. Кириши Тихвинской епархии, http://sv-troica.prihod.ru/favouritecat/view/id/27876

Редакция текста от: 07.08.2022 20:03:14

"ОСИПОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google