![]() |
Преподобный Герман Марулис |
Память 11 октября (Греч. [1]), в Соборе Ватопедских святых (Греч.)
В миру Георгий, принадлежал к знатному фессалоникскому роду Марулисов. С детства отличался набожностью и милостивым отношением к слугам своего отца. В Фессалонике он познакомился с афонским старцем Иоанном и стал его учеником.
В возрасте 18 лет принял монашеский постриг и удалился со старцем на Афон. Пять лет он провел в аскитирии, относившемся к монастырю Дохиар. В число его послушаний входила переписка рукописей и обязанности чтеца. Старец Иоанн был противником политики имп. Михаила VIII Палеолога, направленной на унию с Западной церковью.
![]() |
Прп. Герман Марулис. Роспись синодикона монастыря Дохиар (Афон), конец XX в. |
Герман переселился в небольшой монастырь сщмч. Елевферия. По мнению мон. Феоктиста Дохиарита, обитель св. Елевферия нельзя отождествлять с освященным во имя этого же святого монастырем Вулевтирии [2]. Ок. 1300 года Герман взял себе послушника по имени Иоанникий.
Около 1326 года из-за набегов турок Герман Марулис переселился в Великую Лавру.
Известно, что он состоял в общении с наставником исихазма - прп. Григорием Синаитом, которое стало возможным во время второго пребывания преподобного Григория на Афоне (ок. 1328 г.) [3].
В 1330-х годах в Великой Лавре у него окормлялся монах Филофей Коккин, будущий святитель и патриарх Константинопольский [4].
Скончался около 1336 года.
За богоугодную жизнь он был удостоен дара чудотворения: он спас от падения в пропасть Иоанникия и исцелил от тяжелой болезни своего племянника, который пришел посетить его на Афон. Преподобный Савва Ватопедский сравнивает Германа Марулиса с преподобным Антонием Великим. Житие святого Германа, написанное между 1341 и 1344 годами Филофеем Коккином, будущим патриархом, не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени [5].
Литература
- BHG, N 2164;
- Τσάμης Δ. Θιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου ἁγιολογικά ἔργα. Θεσσαλονίκη, 1985. Τ. 1. Σ. 119.
- Halkin F. Germain de Lavra (17) // DHGE. T. 20. Col. 910-911;
- PLP, N 17147;
- Μαρτζέλος Γ. Οἱ ῞Αγιοι τῆς Μονῆς // ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου: Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 113-114;
- Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 91-93;
- Θεόκτιστος Δοχειαρίτης, μον. ῞Αγιοι, ῞Οσιοι καί Νεομάρτυρες Δοχειαρίτες // Παρουσία ῾Ιερᾶς Μονῆς Δοχειαρίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001. Σ. 136-138, 148.
Использованные материалы
- О. В. Л. "Герман Марулис" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 355
- Τσεντικόπουλος, Διονύσιος του Αλέξανδρος. Φιλόθεος Κόκκινος Βίος και εργο. (Διδακτορική Διατριβή ὑποβληθεῖσα στὸ Τμῆμα Ποιμαντικῆς καὶ Κοινωνικῆς Θεολογίας τοῦ Ἀριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονικής), Θεσσαλονίκη - 2001, Σ. 373 // Цендико́пулос, Дионисий А. Филофей Коккин житие и труды. (докторская диссертация подана на кафедру пастырского и социального богословия Университета Аристотеля в Салониках.), Фессалоники, 2001.
- А. А. Михайлович. «Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды». Курсовая работа.
[1] Όσιος Γερμανός ο Αγιορείτης ο Μαρουλής, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) - http://www.saint.gr/4087/saint.aspx
[2] Θεόκτιστος Δοχειαρίτης, μον. Σ. 148
[3] Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262. Cсылки по "ГРИГОРИЙ СИНАИТ", А. Риго. «Второе пребывание на Афоне». // «Православная энциклопедия», т. 13, с. 50-68, интернет-редакция от 23 июня 2010 г., - https://www.pravenc.ru/text/168073.html?ysclid=l60ftgk5j7992915130
[4] «В нач. 1330-х гг. Филофей уходит из Ватопеда в Великую Лавру, где окомляется у прп. Германа (Марулиса). (Цендикопулос указывает 1331 г. (Τσεντικόπουλος Δ. «Φιλόθεος Κόκκινος Βίος και εργο». Σ. 373))». // А. А. Михайлович. "Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды". «Биография свт. Филофея (Коккина)», С. 207. - https://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin/svjatitel-filofej-...dy/
[5] См. Φιλοθέου τοῦ Κοκκίνου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, ΒΙΟΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΕΙΑ ΤΟΥ ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΓΕΡΜΑΝΟΥ ΤΟΥ ΕΝ Τῌ ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΙΕΡΟΝ ΑΘΩ ΣΕΒΑΣΜΙᾼ ΚΑΙ ΜΕΓΙΣΤῌ ΛΑΥΡΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ, http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/agiologion/osios_germa...htm.