![]() |
Св. Константин Ормидийский |
По кипрскому преданию, Константин Ормидийский считается одним из 300 Кипрских (Аламанских) святых, переселившихся на Кипр из Палестины. В "Хронике" Леонтия Махераса (первая половина XV в.) говорится только о его мощах: в "Ормидии находится святой Константин воин" [2], тогда как в перечне чтимых на Кипре святых в рукописи Британского музея (XVI в., протограф XIII в. [3]) его имя пропущено. В синаксарном Житии в составе поздней службы, изданной в Венеции в 1779 году на средства Кипрского архиеп. Хрисанфа, говорится, что Константин Ормидийский подвизался в Иорданской пустыне в числе 300 подвижников, а по прибытии на Кипр проповедовал Христа язычникам вместе с тремя не названными по именам сотоварищами в местности Трахия (Τραχεία), расположенной между Ахной и Ормидией. Они были схвачены по приказу игемона Кипра Савина, исповедали перед ним христианскую веру, были подвергнуты бичеванию и брошены в темницу. На следующий день Константина и его спутников привели на допрос. После того как они отказались поклониться идолам, их подвесили вниз головой и подвергли жестоким пыткам, а затем положили на раскаленные железные доски. Милостью Божией они остались невредимы. Тогда мученикам забили в ноги гвозди и заставили бежать. Т. к. все попытки склонить их к вероотступничеству оказались тщетны, мучеников снова бросили в темницу. По прошествии нескольких дней Савин приказал привести заключенных и, видя, что они по-прежнему непоколебимы, велел отрубить им головы. Благочестивые христиане ночью погребли тела мучеников в с. Ормидия. Спустя некоторое время их мощи были обретены и от них стали происходить чудеса. Однажды правитель Кипра, страдавший от глухоты и к тому же заболевший дизентерией, пришел поклониться мощам Константина Ормидийского и других мучеников и получил исцеление. В знак благодарности он построил храм во имя Константина Ормидийского в Ормидии. Гробница святого находилась в правой части вимы. Эта церковь не сохранилась, на ее месте в 1901 году был построен новый храм. Автор синаксарного Жития называет Константина Ормидийского чудотворцем и великомучеником.
Гонитель христиан с именем Савин известен по ряду агиографических источников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (вторая половина V в.), действие которого происходит в I в., упоминается, что некий воинствующий язычник Савин пытался выломать дверь христианского храма. Игемон Савин фигурирует в византийских синаксарных Житиях сщмч. Феодота Киринийского, пострадавшего при имп. Лицинии (308-324), и Саламинских мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия, казненных при имп. Максимиане около 306 года, а также в поствизантийской службе преподобным или преподобномученикам Илиофотам в рукописи 1836 года. Видимо, прототипом этих Савинов стало реальное историческое лицо - проконсул Кипра Антистий Сабин, который управлял островом в 283-305 годах. Однако 300 святых покинули Палестину на несколько столетий позднее - в VII веке. К. Сафас отождествил Савина с Шабибом ибн Язидом, предводителем восстания хариджитов в 695-697 годах в Центральном Ираке (его мать была гречанкой). Н. В. Томадакис предположил, что Константин Ормидийский жил в XII веке [4], т. е. в эпоху крестовых походов. К. П. Киррис считает, что Константин Ормидийский и друнгарий Константин Вавуцик из числа Аморийских мучеников - одно и то же лицо.
О почитании Константина Ормидийского в византийский период свидетельствуют фрески с его изображением в церкви прп. Антония Великого в Келье (XII в.) и в церкви Преображения Господня в Сотире (вторая пол. XIII в.), где он представлен в воинских доспехах. Художник, работавший в церкви Преображения Господня, подчеркнул знатное происхождение Константина Ормидийского, изобразив его в драгоценном венце и багряном плаще.
Литература
- ᾿Ακολουθίαι τῶν ὁσίων ᾿Αναστασίου, Χαρίτωνος, Αὐξεντίου κα Κενδέα, τοῦ ᾿Αποστόλου κα Εὐαγγελιστοῦ Λουκᾶ, τοῦ ῾Αγίου Δημητριανοῦ Κυθήρης κα Κωνσταντίνου Μάρτυρος. Βενετία, 1779. Σ. 41-63;
- Sathas C. Vies des Saints Allemandes de l'Église de Chypre // Archives de l'Orient Latin. P., 1883. T. 2. N 2. P. 423-425;
- Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 30.
- Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 250-252, 271;
- Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η κυπριακὴ ἁγιολογία κα ὑμνογραφία ἐν σχέσει πρὸς τὰς κυπριακὰς ἀκολουθίας // ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 203, 229;
- Kyrris C. P. The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus // The Sweet Land of Cyprus / Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 209, 211, 214-215;
- Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 37;
- Καππαής Δ. Χ. Οἱ μάρτυρες τῆς Κυπριακῆς ᾿Εκκλησίας. Λεμεσός, 2000. Σ. 92-96.
Использованные материалы
- О. В. Л. "Константин Ормидийский" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 113-114
[1] "Ὁ Ἅγιος Κωνσταντῖνος ὁ Θαυματουργός ὁ Ἀλαμάνος καὶ οἱ σὺν αὐτῷ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/7/sxsaintinfo.aspx; "Άγιος Κωνσταντίνος ο Θαυματουργός και οι συν αυτώ", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): - http://www.saint.gr/1963/saint.aspx;
[2] Leont. Makhair. Chronicle. § 32
[3] Lond. Brit. Mus. Add. Ms. 34554
[4] Τωμαδάκης. 1983/1986. Σ. 203