Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕТЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Профессор протоиерей Александр Ветелев, 1953 г.
Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Профессор протоиерей Александр Ветелев, 1953 г. Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Ветелев Александр Андреевич (1892 - 1976), протоиерей, профессор, доктор богословия.

Родился 24 ноября 1892 года в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье псаломщика (впоследствии — диакона). В семье было 9 детей.

Отец - Ветелев Андрей Николаевич руководил хором в церковно-приходской школе, а также был чтецом в сельском храме. Позднее он был рукоположен в сан диакона.

Мать - Мария Александровна. Бабушка - Пелагея.

С 1900 по 1903 год обучался в церковно-приходской школе.

В 1907 г. окончил Нижегородское духовное училище, в 1913 году — Нижегородскую духовную семинарию, в 1917году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема кандидатской диссертации: «Н. И. Новиков: жизнь и мировоззрение»).

Во время обучения в Казанской духовной академии активно участвовал в деятельности и организации философского кружка Академии. Посещал лекции по истории философии в Казанском университете.

В 1917 году призван в действующую армию. Год служил матросом на Черноморском флоте.

В 1920 году женился на Маргарите Евгеньевне Пчельниковой.

В 1921 году окончил Высший социально-юридический институт в Севастополе.

До 1923 работал школьным учителем в Севастополе.

С 1923 по 1924 годы заведовал ФЗУ в поселке Распятино (впоследствии город Дзержинск) Нижегородской губернии, а с 1924 по 1930 — заведующий школой «городка для беспризорных детей» города Пушкино Московской области.

С 1924 по 1929 обучался на вечернем отделении факультета русского языка и литературы Московского педагогического института.

С 1930 по 1935 годы преподавал в средней школе в Москве.

С 1935 по 1943 годы — в средней школе города Щелкова Московской области.

С 1943 по 1944 годы по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

С 1944 по 1945 годы — преподаватель средней школы № 87 города Москвы.

С 1 октября 1945 года доцент Московского православного богословского института1946Московская духовная академия). Читал лекции по гомилетике.

6 марта 1946 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во диакона, 10 марта 1946 г. — во священника к храму Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

В 1949 году Ученым советом Московской духовной академии за сочинение «Гомилетика (курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества)» присвоена степень магистр богословия.

С 1949 года преподавал в Московской духовной академии патрологию, с 1951 года - пастырское богословие, с 1953 года — литургику. С 1950 года — профессор Московской духовной академии.

С 1957 по 1965 не преподавал, занимался исключительно пастырской деятельностью. Служил в московских храмах: Успенском (в Новодевичьем монастыре), Пимена Великого в Новых Воротниках, Покровском на Лыщиковой горе, Знаменском у Рижского вокзала.

В 1965 году вернулся к педагогической деятельности. Читал в Московской духовной академии курсы гомилетики и нравственного богословия. 26 декабря 1967 году защитил докторскую диссертацию «Божественная литургия: Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности». В приложении к диссертации поместил около двухсот проповедей. 28 декабря 1972 году награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

Скончался 28 июня 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Протоиерей А. Ветелев является автором академических курсов лекций по гомилетике и пастырскому богословию. Опубликовал несколько десятков статей и проповедей в церковных периодических изданиях. Как выпускник дореволюционной Казанской духовной академии профессор Ветелев стал одним из тех, кто олицетворял преемственность традиции отечественного духовного образования.

Отзывы современников

Митр. Питирим (Нечаев):

«Его богословие было не словом, а делом, не званием, а существом, не формой, а самой жизнью. Он пламенел и на наших занятиях, и в тех беседах, которые вёл со студентами до глубокой ночи, не считаясь ни с силами, ни со временем. Когда бы кто ни пришёл к нему, он всегда принимал горячее, живое участие во всём том, что волнует студенческую душу. Его глубокая образованность, знание светских наук, любовь и проникновение в науку духовную, знание наследия отцов Церкви, человеческой души сделало его для нас подлинно учителем, учителем любящим, учителем примерным».

Скурат Константин Ефимович, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории:

"Он оказывал на нас огромное духовное влияние. Читал он Патрологию и Гомилетику, но никогда не следовал конспекту. По аудитории он ходил, держа в руках мел. Периодически подходил к доске и с помощью изображения мелом чертежей наглядно раскрывал что-либо таинственное.

Содержание лекций отца Александра, всегда проходивших очень живо, память, к сожалению, не сохранила. Но твердо осталось в памяти иное, не менее ценное: «Памятование церковного дня» (так отец Александр называл, а, следовательно, и мы). Начали творить это «Памятование» и проводили его по инициативе и под руководством отца Александра. Состояло оно в следующем. В самом начале лекции один из студентов по желанию, не по «приказу» — (чаще всех был им Исупов Серафим) брал святое Евангелие, книгу «Апостол», житие дневного святого и Минею текущего месяца. Открывая священные книги, он излагал содержание дневного чтения святого Евангелия и Деяний Апостольских (или Посланий святых Апостолов), давал краткий комментарий и делал нравственный вывод. Затем представлялось житие древнего святого. Если в «Четь-их-Минеях» имелось под одним числом несколько житий разных святых, то выбиралось более поучительное. Иногда сообщалось о всех святых, но тогда эти сообщения были предельно краткие. Завершалось «Памятование» чтением отдельных стихир и тропарей из Минеи. Подчас этим чтением сопровождалось житийное повествование. Все взятое вместе связывалось в единое целое, что вызывало у всех особый интерес.

Отец Александр в течение всего сообщения стоял рядом с докладчиком, дополнял сказанное, помогал делать комментарии, выводы и особенно представлять весь материал как соединенное Святой Церковью нерасторжимое наставление или единое молитвенное обращение к Небу.

Поначалу «Памятование церковного дня» воспринималось как дополнительная нагрузка, не вписывающаяся в учебную программу но постепенно оно вошло в летопись нашей жизни как светлые ее страницы. Почему? Да потому что оно, духовно настраивая и воспитывая, вводило нас в атмосферу молитвы, в литургическое богословие, понуждало постоянно жить в Церкви воинствующей — земной вместе с Церковью Торжествующей — Небесной. А ведь это и есть одно из главных призваний духовной школы!

Подобное «Памятование» отец Александр пытался ввести и на других курсах Духовной Академии. Но с уходом его в мир иной — мир Вечности — все прекратилось." [1]

Награды

  • орден святого Владимира 2-й степени

Труды

Машинописные сочинения

  • Общие основы проповедничества. М., 1948.
  • Гомилетика: Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества. Загорск — Москва, 1949.
  • Духовная школа как преддверие пастырства: Главы из курса пастырского богословия. Загорск, 1952-53.
  • Отзыв о сочинении П. В. Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке последнего 50-летия. Л., 1953.
  • Конспект по гомилетике для духовных семинарий. М., 1958.
  • Вопросы жизни. Загорск, 1959-1960.
  • Краткий очерк истории и этики греческого античного мира. М., 1965.
  • Богословское содержание иконописных творений инока Андрея Рублева. Загорск, 1961.
  • Божественная литургия: Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности. М.-Загорск, 1963-1967.
  • Истолкование великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина в 3-х проповеднических сборниках / Архиепископ Иннокентий (Борисов), архиепископ Лука Симферопольский, протоиерей А. Ветелев. Загорск, 1969.

Печатные труды

  • Митрополит Московский Филарет как проповедник-богослов // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1951. № 12. С. 50-57.
  • Таинство покаяния // ЖМП. 1954. № 11. С. 32-41; № 12. С. 47-52.
  • Святоотеческая проповедь как образец для подражания // ЖМП. 1955. № 4. С. 31-34. № 6. С. 8-10.
  • Храм и пастырь // ЖМП. 1955. № 6. С. 8-10.
  • Доктрина и мнение // ЖМП. 1956. № 9. С. 55-58.
  • «Паломник» Даниила Мниха // ЖМП. 1958. № 10. С. 48-57.
  • Архиепископ Лука: Некролог // ЖМП. 1961. № 8. С. 35-38.
  • Гефсиманская молитва Спасителя // ЖМП. 1962. № 3. С. 38-46.
  • Воскресение Христово // ЖМП. 1964. № 5. С. 60-63.
  • Эммаусская вечеря // ЖМП. 1967. № 4. С. 76-78.
  • Беседа о вере по учению Филарета, митрополита Московского // ЖМП. М., 1967. № 12. С. 31-34.
  • Божественная литургия // ЖМП. 1970. № 1. С. 60-68.
  • Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева // ЖМП. 1972. № 8. С. 63-75. № 10. С. 62-65.
  • Служение крещенного человека в мире по свидетельству святых отцов Церкви // Богословские труды. Сб. 10. 1973. С. 142-149.
  • "Благоразумный разбойник" // ЖМП. М., 1974. № 3. С. 36-38.
  • О грехопадении прародителей и его следствиях // ЖМП. 1974. № 11. С. 61-75.
  • Царство Божие // Богословские труды. Сб. 14. М., 1975. С. 62-76.
  • Основы христианской нравственности // ЖМП. 1975. № 7. С. 58-72.
  • Беседа о таинстве Покаяния // ЖМП. 1976. № 7. 38-45.
  • Вера, надежда, любовь — основные христианские добродетели // ЖМП. 1976. № 11. С. 66-75.
  • Путь к пробуждению: Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. М., 2002.

Библиография

  • Марк (Лозинский), иером. Завершение многолетнего богословского труда // ЖМП. 1968. № 2. С. 21-24.
  • Профессор протоиерей Александр Ветелев: Некролог // ЖМП. 1976. № 10. С. 30-33.
  • Матюшин С., диак. Ветелев Александр Андреевич, протоиерей // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 46.
  • Хасанова Е. К. Любовь — мост, ведущий в Вечность // Московский журнал. 1999. № 9.

Использованные материалы



[1]  К.Е. Скурат, "С 1947 года и... раньше" // Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г. - http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=407

Редакция текста от: 02.12.2017 20:43:49
Последняя подтвержденная редакция: 29.07.2020 01:56:21

"ВЕТЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google