Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВОНИФАТИЙ МАЙНЦСКИЙ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Вонифатий Майнцский
Сщмч. Вонифатий Майнцский
Вонифатий (Бонифаций) Майнцский (+ 754) (Доккумский, Фульдский, Кредитонский), архиеп., «апостол Германии», священномученик

Память 5 июня (Герм., Кельт. и Брит.).

Родился между 672 и 675 гг. близ Эксетера (Уэссекс, Англия), получив при крещении имя Винфрид. Происходил из знатного рода. Начатки религиозного образования получил от монахов, посещавших дом его родителей, и уже в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению. Его желание встретило резкий отпор со стороны отца, который только после исцеления от тяжёлой болезни дал согласие на вступление сына в монастырь. В семилетнем возрасте Винфрид был отдан как «посвящённый Богу отрок» (puer oblatus) в монастырь Эдесканкастр (Эксетер) под руководство аббата Вульфхарда. Через семь лет перешёл в аббатство Нурслинг (между Винчестером и Саутгемптоном). Вёл строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, впоследствии был назначен начальником монастырской школы. Как в духовном воспитании, так и в литературных опытах Винфрид тяготел к Альдхельму, аббату Малмсбери.

Ок. 700 г. Винфрид был рукоположен во пресвитера; о нём заговорили как об учёном и многообещающем наставнике и проповеднике. Но несмотря на перспективы духовной карьеры на родине, он в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент, следуя традиции «странствий ради Христа» (peregrinatio pro Christo) и проповеди христианства среди родственных народов, сложившейся у ирландских и англосаксонских монахов. Не менее важным для Винфрида было стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 716 г. он предпринял первое путешествие во Фрисландию, где уже с конца VII в. действовали англосаксонские миссионеры, в т. ч. свв. Вигберт и Виллиброрд (Климент). Фризский герцог Радбод, захвативший юго-западную часть страны, остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.

В конце 717 г. в Нурслинге умер аббат Винберт и его преемником был избран Винфрид. Однако настоятелем монастыря он оставался недолго. Осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом еп. Винчестерского Даниила, Винфрид с группой помощников отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола в проповеди христианства в германских землях. Связь с Римской Церковью стала руководящим принципом в миссионерской деятельности Винфрида. Он был принят папой Григорием II и 15 мая 719 г. получил от него грамоту с подтверждением своих полномочий как миссионера и проповедника христианской веры. Ему предписывалось придерживаться при крещении римского обряда и «по возможности» сообщать о возникавших трудностях папе. В этом документе он впервые назван Бонифацием (Bonifatius).

Летом 719 г. Бонифаций отправился в Тюрингию. Обращённые в христианство сщмч. Килианом герцог Гоцберт и его сын Хетан II были убиты, возможно, из-за попыток распространить христианскую веру среди своих подданных. Миссия Бонифация не имела успеха, он смог обратить в христианство только нескольких язычников. Он решил отправиться ко двору франкского майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провел три года, энергично помогая престарелому еп. Утрехта св. Виллиброрду, который хотел сделать Бонифация своим преемником, но тот отказался без благословения папы принять сан епископа. Бонифаций покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла, достиг Тюрингии и Гессена, где крестил многих жителей. С помощью двух вождей, обращённых им в христианство, Бонифаций учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (721) на р. Ом в Гессене; обитель должна была стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.

Бонифаций послал в Рим, к папе Григорию II, одного из своих учеников с письмом, в котором сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ папа пригласил Бонифация посетить Рим. 30 ноября 722 г. в Риме Бонифаций был рукоположен во епископа и принёс клятву верности ап. Петру и папе Римскому. Впервые рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся исключительно для епископов римского митрополичьего округа. Клятва верности Римскому престолу, данная Бонифацием, была выражением присущего многим англосаксонским монахам той эпохи стремления к сохранению канонических принципов церковной жизни, хранительницей которых на Западе была Римская Церковь. Некоторые исследователи усматривали в этой клятве якобы уже тогда проявившуюся приверженность Бонифация «папизму», хотя в ней не содержится ничего противоречащего каноническим принципам Церкви: Бонифаций клялся быть верным Римской Церкви, не сообщаться с епископами, которые не придерживались канонических предписаний, бороться с их деятельностью или же возвращать их в лоно Церкви. Поставив Бонифация епископом, папа Григорий II отослал его назад с письмами, в которрых требовал от духовенства в Карлу Мартеллу, взявшему Бонифация под свою защиту, Григорий II просил его помогать новому епископу. Вернувшись в Гессен, Бонифация, чтобы показать язычникам бессилие их богов, срубил в Гайсмаре близ г. Фрицлар дуб, посвящённый германскому богу грома Донару. На этом месте была возведена деревянная часовня во имя Иисуса Христа. Падение «гайсмарского дуба» стало символом заката язычества в Германии.

Бонифацию удалось собрать вокруг себя значительную группу помощников, главным образом англосаксов, продолживших его начинания: свв. Бурхарда, Вигберта, Витту (Альбина), Стурма, Виннебальда, Виллибальда (как считают мн. исследователи, благодаря последнему Бонифаций и его сподвижники познакомились с уставом прп. Венедикта Нурсийского, а также прп. Лиобу, свв. Вальпургу, Бригитту, Теклу и др. Число христиан непрестанно росло, в особенности за счёт знатных и образованных германцев, они помогали строить церкви и часовни: в Тюрингии был учрежден первый монастырь Ордруф на р. Орн, аббатисой монастыря Китцинген была назначена св. Текла, монастыря Бишофсхайм — св. Лиоба, а монастыря Хайденхайм — св. Вальпурга.

В феврале 731 г., после смерти Григория II, на папский престол вступил Григорий III. Бонифаций поспешил отправить к нему посольство и принести уверения в своей преданности. В 732 г. он вновь написал в Рим, упомянув среди прочего и о том, что работы стало слишком много для одного человека. Григорий III, оценив достигнутые Бонифацием успехи, отправил ему архиепископский паллий, разрешил самостоятельно учреждать епархии и ставить на служение епископов, но не определил центр для митрополии. В 737 г. Бонифаций в сопровождении многочисленных учеников в третий раз отправился в Рим. Папа наделил его полномочиями легата и поручил установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. В Риме к нему присоединился свт. Лулл, впоследствии ставший его преемником на Майнцской кафедре и одним из ближайших учеников.

По возвращении из Рима Бонифаций с помощью герцога Одилона и баварской знати начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в Баварских землях. Он определил новые границы епархий и назначил епископов на кафедры в Зальцбург, Фрайзинг и Регенсбург, было создано также епископство в Айхштетте, куда в октябре 741 г. епископом был поставлен св. Виллибальд. В Тюрингии и Гессене им были основаны епископства Бюрабург, Эрфурт; новым епископом Вюрцбурга стал св. Бурхард. Бонифаций обращал особое внимание на каноничность рукоположений духовенства и отстранял от служения «неканонических» клириков.

В 741 г. умер майордом Карл Мартелл; ему наследовали его сыновья Карломан и Пипин Короткий. Умершего в том же году папу Григория III сменил папа Захария. Бонифаций, завоевавший к тому времени огромный авторитет, заручился поддержкой Карломана и приступил к реформе франкской Церкви, где жизнь духовенства мало чем отличалась от жизни франкской аристократии. Особенно строго Бонифаций относился к соблюдению духовенством целибата, предписывал за его нарушение наказывать священника бичеванием и двухлетним тюремным заключением. Бонифаций восстановил практику регулярного созыва Соборов, в которых принимали участие не только епископат, но и аристократия во главе с Карломаном и Пипином. Первый восточнофранкский Собор, т. н. Consilium Germanicum, состоялся в 742 или 743 г. (место его проведения точно неизвестно). Бонифаций принял в нём участие как архиепископ и «посланник св. Петра» (missus S. Petri). Среди постановлений этого и последующих Соборов (744-745, 747) наиболее важными были декреты о строгом подчинении духовенства епископу и о запрете духовным лицам принимать участие в войнах, носить оружие и охотиться. Бонифацию удалось добиться от епископов присяги на верность Римскому престолу. Для монахов и каноников был принят устав прп. Венедикта Нурсийского. Были также установлены законы, определявшие степень допустимого родства при вступлении в брак. Своей деятельностью Бонифаций способствовал сближению Каролингов с папством.

После смерти еп. Утрехта св. Виллиброрда (744) Бонифаций принял его епархию под свое управление. Примерно в то же время умер Рагенфрид, архиеп. Кёльнский, папа Захария хотел поставить Бонифация на Кёльнскую митрополию (745), но этому воспротивилось местное духовенство. Тогда папа передал Бонифацию Майнцскую кафедру (сместив архиеп. Гевилиоба) и назначил его примасом Германии. Много сделал Бонифаций для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, учреждённом под его покровительством его учеником св. Стурмом в 744 г. Бонифаций ежегодно приезжал в Фульду преподать наставление монахам, жившим по бенедиктинскому уставу, и провести несколько дней в молитве и богомыслии. По его просьбе папа Захария грамотой от 751 г. защитил аббатство от посягательств местных епископов, подчинив его непосредственно Римскому престолу.

Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, Бонифаций летом 753 г. оставил Майнцское архиепископство своему ученику свт. Луллу и возглавил фризскую миссию. Он с успехом проповедовал во Фрисландии, но подвергся нападению разбойников, полагавших, что миссионеры имеют при себе сокровища. 5 июня 754 г. близ местечка Доккум на р. Борн Бонифаций был убит вместе со своими спутниками (по разным версиям, их было от 37 до 52). Он призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой (в настоящее время она хранится в музее кафедрального собора г. Фульда). Тело Бонифация было перенесено сначала в Утрехт, затем благодаря свт. Луллу в Майнц, а ещё позже, согласно желанию, неоднократно высказывавшемуся самим Бонифацием, в аббатство Фульда. Могила св. Бонифация очень скоро стала местом поклонения.

Св. Бонифация почитали не только как мученика. Ещё в IX в. Рабан Мавр писал, что Германия может гордиться им так же, как Рим — ап. Петром, а Эфес — ап. Иоанном. Уже после разделения Церквей, в 1160 г. Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии». 11 июня 1874 г. папа Римский Пий IX распространил почитание святого на всю католическую Церковь. С 1867 г. при гробнице Бонифация проводятся ежегодные конференции католических немецких епископов. Своим покровителем Бонифация считают портные, пивовары и резчики.

«Православная энциклопедия» отмечает, что на рубеже XIX-XX вв. в русской историографии существовало мнение о невозможности почитания Православной Церковью Бонифация. Его миссионерские заслуги отрицались на основании довода, что его труд состоял якобы «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (см.: Бонифаций // ПБЭ. Т. 2. Кол. 942-943). О несостоятельности такой точки зрения свидетельствуют мученическая кончина Бонифация, его самоотверженная жизнь, отданная распространению христианской веры, и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей. В настоящее время во многих православных приходах Западной Европы, особенно в Голландии и Германии, почитают сщмч. Бонифация как небесного покровителя и заступника. Православные совершают паломничества к месту его мученической кончины в Доккуме, где бьёт чудотворный источник, а также в Фульду, где в кафедральном соборе почивают мощи святого. Здесь в Домском музее хранится реликварий с главой св. Бонифация. Часть мощей святого находится в церкви св. Хильдегарды и Иоанна в аббатстве Хильдегарды Бингенской на Среднем Рейне Эйбингене (Рейнгау).

1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (Urban A. Lexikon der Heiligen und Namenstage.- Freiburg, Basel, Wien, Herer, 2010. — P. 90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», — 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9 июля (день перенесения мощей в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где находятся мощи святого).

Использованные материалы

Литература

Редакция текста от: 16.12.2014 17:19:46
Последняя подтвержденная редакция: 14.10.2020 07:30:52

"ВОНИФАТИЙ МАЙНЦСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google