Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата

  • Адрес: 12, rue Daru, 75008 Paris, FRANCE.
  • Тел./факс: 33 (1) 46.22.38.91; e-mail: administration.diocesaine@exarchat.org

История

Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 1 октября 1920 года указом Южно-Русского Высшего Церковного Управления, находившегося в то время в городе Симферополе, в стане генерала Деникина. Подтвердительный указ в январе 1921 года был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя.

Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 года святитель Патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал её управление архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 года), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе. Указом от 30 января 1922 года свт. Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.

Тaк как митрополит Евлогий не имел возможности поддерживать регулярные и нормальные отношений с Русской Церковью, находившейся под гнетом безбожных властей, по его просьбе русские приходы Западной Европы были указом от 17 февраля 1931 года приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения.

В ответ на прошение митрополита Евлогия и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский экзархат был принят обратно в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало.

Однако по смерти митрополита Евлогия собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V.

Грамотой от 22 ноября 1965 года Патриарх Константинопольский Афинагор I упразднил Экзархат ввиду того что Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу» и нужда во временной организации отпала. Предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви, однако, не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил бывший Экзархат «независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».

22 января 1971 г. решением Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому, чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви.

19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ - Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Грамотой от 21 июня 1999 года Экзархату были даны права широкой автономии в областях административных, пастырских и материальных. Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.

В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее общения с русской церковной диаспорой. С учетом результатов собеседований с представителями рассеяния, Патриарх Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы, призвав их к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания для грядущей многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе. В ответ на этот призыв, в заявлении Совета Архиепископии от 9 декабря 2004 года выражается готовность возглавляющего Экзархат архиепископа Гавриила (де Вильдера) «начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом», но признаются «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией» и сообщается что «отцы и учители в вере» Экзархата отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат».

На 2006 год приходы Архиепископии-Экзархата находятся главным образом во Франции, но также и в Бельгии, Голланции, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании. Bо Франции Архиепископия с около 40 приходами является наибольшей православной епархией. В её составе приходы русских эмигрантов, где службы идут на церковнославянском языке, сосуществуют с многонациональными приходами, наряду с чисто западными приходами, где службы ведутся на языках стран, в которых они находятся.

Кафедральным городом Архиепископии является Париж, а собором - Парижский Александро-Невский собор.

Изменение названия

В юрисдикции Московского Патриархата:

  • Временная администрация русских приходов в Западной Европе (Русская Православная Церковь) 1921 г. - 1931 г.
  • входит в Западно-Европейский экзархат Московского Патриархата 1945 г. - 1946 г.

В юрисдикции Константинопольского Патриархата:

  • Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе 1931 г. - 1945 г.; 1947 г. - 1965 г.
  • Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе 1971 г. - 1999 г.
  • Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата с 1999 г.

Самочинно:

  • Архиепископия Православной Церкви Франции и Западной Европы 1965 г. - 1966 г.
  • Православная архиепископия Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния 1966 г. - 1971 г.

Архипастыри

Статистика

2003

Около 60 приходов, 4 монастыря, около 70 священников и диаконов.

Состав

Епархии

  • Великобританская и Ирландская

Монастыри

Учебные заведения

Использованные материалы

Редакция текста от: 16.01.2007 22:20:12
Последняя подтвержденная редакция: 06.09.2022 09:02:55

"ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ЦЕРКВЕЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google