Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАФИМ (КУШНЕРЮК)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серафим (Кушнерюк)[1] (1874 - после 1946), епископ Мелитопольско-Таврический (Украинская автономная православная церковь)

В миру Николай Севастьянович Кушнерук, родился 5 (18) декабря 1874 в селе Дулибы Владимирского уезда Волынской губернии в крестьянской семье. Географическая близость Холма (ныне Хелм, Польша) мотивировала выбор учебного заведения — сначала Холмского духовного училища, а впоследствии Холмской духовной семинарии.

В 1898 году окончил Холмскую духовную семинарию и был назначен надзирателем духовного училища в Холме. Очевидно, во время учебы он показал хорошую успеваемость и зарекомендовал себя с положительной стороны, а потому не вызвал замечаний у духовного ведомства.

После года работы на педагогическом поприще Николая переводят псаломщиком кладбищенской церкви в Варшаву, в районе Воля, что следует расценивать как повышение по службе.

1 (14) апреля 1901 года в Холме на первый Святой Пасхи рукоположён в сан диакона, а на следующий день там же — во иерея. Первой его местом служения стал городок Влодава, где он исполнял обязанности помощника настоятеля.

13 марта 1908 года отец Николай получил приход в селе Гусиное Холмского уезда.

В 1913 году с целью получения высшего богословского образования и поступил учиться в Киевскую духовную академию. Имеющиеся биографические документы не дают чёткого ответа на вопрос, что стало причиной довольно радикального изменения в жизни священника. Большинство его коллег в таком возрасте уже не решалась променять обеспеченность приходской службы на студенческое существование. Возможно, стремление к самосовершенствованию оказалось главным побуждением к такому шагу.

В отличие от революционных Петербурга и Москвы условия для деятельности духовной академии в Киеве были лучшими и это позволило окончить в мае 1917 года полный курс наук и получить диплом кандидата богословия.

Следующие несколько лет оказались для отца тяжёлыми. Сначала священника назначен капелланом 7-го казачьего полка атамана Денисова с которым он и прибыл на Дон, а с 1 января 1918 года работал законоучителем в учебных заведениях. В течение 1918−1920 годов, как отмечал он сам, он преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях Александровска-Грушевского.

После установления советской власти на Дону и изъятия уроков религии по учебной программы священник Николай Кушнерук потерял работу.

С 1920 по 1923 год он трудится приходским священником в Донской и Ростовской епархиях.

Некоторое время он находился под арестом в Новочеркасской тюрьме. Репрессии заставляют священника искать возможности выезда из СССР. Для этого нашлась необходимая формальное основание — рождение и проживание на территории, которая отошла в состав Польши.

Усилия отца дали результат и уже 7 ноября 1923 он прибывает в Волынское воеводство Польши. В начале он служил в селе Овлочим Владимирского повята, а с 16 марта следующего года переведён в Кульчин на Ковельщине. В начале января 1925 года священник Николай Кушнерук призван в Варшаву, где получил должность преподавателя Закона Божия для православных детей в общеобразовательных школах города.

Варшавский период жизни для отца Николая длился по апрель 1936 года, после чего он возвращается в Волынскую епархию и становится приходским священником в Ставку Костопольского повята. Его предшественник священник Арсений Татур был застрелен 29 сентября 1935 года.

31 августа 1937 года переведён в село Мокрец Владимирского уезда. Свято-Успенская Мокрецкий приход с приписными деревнями и колониями насчитывал почти две тысячи православных. Построенная в 1882 году деревянная церковь была в хорошем состоянии. Место настоятеля давало достаточное материальное обеспечение. Более 45 га приходской земли предназначались для использования священнику. Пашню и сенокос он отдавал на союз и в аренду. Кроме этого, священник Николай получал государственную дотацию и плату за преподавание религии в местных школах. С 1920 года язык проповедей в Мокрецкой церкви был украинским. На нём же же преподавали религию детям в четырёх школах на территории прихода. Служение Николая Кушнерюка в Мокреце продолжалось до 1939 года.

В следующем году он возглавил православную общину в селе Туричаны на Волыни, где служил до начала Великой Отечественной войны. Неизвестно, как складывалась судьба священника течение 1939−1941 годов и подвергался ли он преследованиям со стороны советской власти в тот период. Вероятно, именно в этот период упокоилась его матушка.

В марте 1942 года священник принял в Милецком монастыре монашество с именем Серафим и до конца лета 1942 года возглавлял обитель как настоятель.

Собор епископов Украинской православной автономной церкви определил архимандрита Серафима (Кушнерука) к епископскому служению. Епископская хиротония состоялась 31 июля 1942 в Успенской Почаевской лавре.

21 июля 1942 года в Почаевской Лавре хиротонисан во епископа Николаевского в автономной Украинской Православной Церкви.

Хиротония епископа Серафима была одной из последних епископских рукоположений в Украинской автономной церкви. Немецкая оккупационная власть усилила контроль за церковной жизнью и рукоположение новых епископов уже зависела от решения чиновников Райхскомисариату Украины.

В середине сентября 1942 духовная власть назначила владыку Серафима викарным епископом Херсонско-Николаевской епархии, а уже в декабре — самостоятельным Мелитопольско-Таврическим архиереем с местом резиденции в Мелитополе.

По прибытии в Крым из Николаева был резко негативно встречен автокефальными и румынскими священослужителями[2].

Для нацистов становился очевидным провал восточной кампании выливалось и в репрессиях против мирного населения, давления на духовенство. Наступление советской армии заставила епископа выехать на Запад. 14 сентября 1943 епископ оставил Мелитополь и следующие несколько недель скитался по Югу Украины, а в октябре выехал за пределы епархии. В течение сентября 1943—1944 годов он скитался по городам и сёлам Украины. В итоге Серафим оказался на территории Румынии, где год, с 3 сентября 1944 по 29 августа 1945, жил в монастыре Черника вблизи Бухареста.

В докладе «о посещении Крыма после его освобождения и о церковной жизни в епархии» протоиерея Александра Архангельского на имя Патриршего местоблюстителя Алексия (Симанского) отмечалось: "Этот епископ приехал откуда-то из Украины, объявил себя епископом Мелитопольским-Таврическим и по распоряжению немецких властей начал управлять всеми крымскими церквами. Хиротонисан он в 1942 г. украинскими автономистами (имена установить не удалось)."[3]

Поскольку часть своей жизни Кушнерук провел на польской территории, он надеялся и после войны остаться в Польше. Осенью 1945 года он приезжает в коммунистическую Польшу. Однако, через месяц епископ оказался на Волыни.

31 декабря 1945 года епископ Волынский и Ровенский Николай (Чуфаровский) выдал Серафиму справку о направлении в Дерманский монастырь для временного пребывания. При этом, на момент отъезда в Дермань епископ Серафим не состоял в клире Русской Церкви, поскольку в анкете регистрации священнослужителя 5 января 1946 в графе о юрисдикции, отвечал, что «ищет молитвенного общения с Московской патриархией». 9 января 1946 году уполномоченный Головатов легализовал Серафима (Кушнерука) в качестве «жителя» Дерманского монастыря.

В 1946 года епископа Серафима арестовали. Практика ведения следствия советскими карательными органами даёт основания утверждать, что владыке припомнили его участие в белогвардейскому движении, аресты в начале 20-х годов, сотрудничество с оккупационными властями. На момент задержания ему исполнилось 72 года. Скорее всего, что вскоре он умер в заключении.

Литература

  • Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). - М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 517.
  • Борщевич В. Єпископ Мелітопольсько-Таврійський Серафим (Кушнерук): повернення із небуття. // Юго-Запад Одессика. Историко-краеведческий научный альманах. 2009, №7. – с. 223 – 228.

Использованные материалы



[1]  или Кушнерук

[2]  http://ava.md/projects/history/016186-deyatel-nost-ruminskoi...tml Деятельность Румынской Духовной Миссии на Юго-Западе Украины и в Приднестровье в 1941-1944 гг.

[3]  http://ava.md/projects/history/016186-deyatel-nost-ruminskoi...tml

Редакция текста от: 17.10.2013 10:13:40
Последняя подтвержденная редакция: 21.10.2013 02:52:46

"СЕРАФИМ (КУШНЕРЮК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google