Епископ Александр (Светлаков) |
В миру Светлаков Андрей Иванович, родился 4 августа 1839 года в семье пономаря с. Нижняя Мыза Сызранского уезда Симбирской губернии.
Первоначальное образование получил в Сызранском духовном училище.
В 1860 году окончил Симбирскую семинарию и был рукоположен в сан священника.
После 10 лет приходской работы поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1875 году. Защитил магистерскую диссертацию "История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана" (Каз., 1875). В этом исследовании автор отметил, что Магомет "сам выдавал себя не за нововводителя, а лишь восстановителя веры Авраама". По мнению автора, упрощенное законничество ислама генетически связано с Ветхим Заветом, иудейством и иудаизмом.
24 сентября 1883 г. принял постриг.
С 1883 г. назначен ректором Вифанской духовной семинарии.
30 июня 1885 г. рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии.
"Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный, своей церковно-административной деятельностью приобрел уважение со стороны московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей" (митр. Мануил).
C 1 августа по 9 августа 1893 временно управлял Московской епархией.
24 января 1894 года назначен на Калужскую кафедру.
Будучи назначен на Калужскую кафедру, епископ Александр пробыл на ней мало времени, однако и здесь успел проявить себя деятельным архипастырем: распространял, как и в Москве, религиозные брошюры, искоренял в Калужских цервях "италианское" пение, открыл епархиальную библиотеку и учредил книжные склады по благочиниям.
Будучи сражен страшным недугом, раком шеи, владыка все же служил до тех пор, пока мог стоять.
8 октября 1895 г. скончался. Погребен в Лаврентьевом монастыре.
Известен как богослов, духовный композитор, автор многих книг.
Большинство сочинений относятся к области нравственного и догматического богословия, а также к истории Церкви: "Опыты объяснения заповедей Божьих", "Христианские храмы, история их и назначение", духовно-музыкальных произведений "Литургия Иоанна Златоуста" и др. Из библ. трудов наиболее известна работа "Иисус Христос по Евангелию" (вып. 1—4, М., 1891—94). Книга эта не столько экзегетическая, сколько назидательная и апологетическая.