Агнец Евхаристический - четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце евхаристического канона прелагаются в тело Христово.
Исторические свидетельства об Агнце Евхаристическом и его приготовлении не отличаются глубокой древностью. Отсутствие древних свидетельств об Агнце Евхаристическом объясняется тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, - явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился, и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.
Свидетельства об Агнце Евхаристическом начинают встречаться с IX-X веков, хотя его приготовление не является еще общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Агнце Евхаристическом принадлежит Константинопольскому патриарху Герману († 740). В приписываемом ему толковании на Литургию, по редакции VIII-X веков, это приготовление описывается следующим образом. Священник, взяв у диакона просфору и копие и начертав на ней изображение Креста, говорит: "Яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его безгласен". Затем он полагает просфору на дискос и, показывая на нее пальцем, произносит: "Тако не отверзает уст своих" и далее, кончая словами: "Яко вземлется от земли живот Его". Потом полагает сверху изъятую из середины просфоры великую частицу и, начертывая на ней изображение Креста, говорит: "Жрется Агнец Божий, вземлющий грехи мира".
Большею сложностью отличается приготовление Агнца по указанию чинопоследования Литургии святого Иоанна Златоуста конца XI - начала XII века. Священник, говорится там, начертывает копием на просфоре изображение Креста, произнося: "В воспоминание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, закланнаго за живот и спасение мира". Потом, надрезая по четырем сторонам печать хлеба на подобие Креста, говорит следующее: "Яко овча... род же его кто исповесть?" И тотчас вынимает эту частицу, то есть печать с ее внутренностью - мякотью и говорит: "Яко вземлется от земли Живот Его. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков". Затем на нижней части печати начертывается копием изображение Креста, сопровождая это действие словами: "Жрется Агнец Божий, вземлющий грехи мира", и тотчас полагает частицу на дискос.
Описанное последование священнодействий воспроизводят некоторые списки Литургии святого Иоанна Златоуста XIII и даже XV века. Но в XV веке этот порядок уже представляется анахронизмом.
Порядок изъятия Агнца представлял в это время новые действия. По словам Николая Кавасилы (XIV в.), после положения Агнца на дискос священник прободает хлеб с правой стороны, выражая этим прободение ребер Спасителя и передавая само событие словами: "Един от воин копием ребра Ему прободе", Святой Симеон Солунский (XV в.) отмечает неизвестную из прежних памятников подробность, что при словах: "Яко вземлется от земли Живот Его", священник влагает копие с боку и изымает вместе с печатью четверочастный хлеб. Наконец, судя по замечанию Николая Кавасилы: "Священник многократно вонзает копие, потом разрезает хлеб и на столько же частей разделяет пророческое слово". Изречение пророка Исаии: "Яко овча на заколение ведеся... род же его кто исповесть", - произносилось в XIV веке не сразу, непрерывно, а как и теперь, в четыре приема, при каждом погружении копия в хлеб. С присоединением к прежним действиям трех последних приготовление Агнца получает тот самый вид, который существует в настоящее время. В основной части это последование священнодействий сложилось, таким образом, в X-XII веках, остальные добавления были сделаны в XIV-XV веках.