Собор свв. Крестова монастыря: прп. Прохор Грузин, прмчч. Лука Иерусалимский и Николай Двали и прочие мчч. и прмчч., в грузинских монастырях Иерусалима подвизавшиеся. Грузинская икона (XX-XXI в.) |
Память 12 февраля в сонме святых Грузинских монастырей Иерусалима (Груз. [2], РПЦЗ [3], ПЦА [4]), 27 июня (Груз. [5])
Принадлежал известному грузинскому княжескому роду. Овдовев, его мать приняла монашеский постриг в Иерусалимском Грузинском женском монастыре.
Когда Луке исполнилось двадцать лет, он отправился в Иерусалим, поклонился святым местам, проведал мать и остался в Грузинском Крестовом монастыре, приняв монашество. Через некоторое время святой преуспел в изучении арабского, его рукоположили во иеродиакона, а затем в иеромонаха. Братия признала его мудрость и избрала настоятелем обители. Святой Лука успешно управлял монастырем в течение трех лет.
В XIII веке Христианство в Иерусалиме было под гнетом мусульман.
В июне 1268 года (в литературе встречаются ошибочные даты: 1272 г.; 1273; 1275 г.; 1279 г. [6]) монастырь был захвачен суфийским шейхом Хадиром аль-Михрани, духовным наставником завоевавшего Иерусалим султана мамлюков Бейбарса I (в груз. синаксарной редакции Пендухта/Фундухта) [7]. Шейх, имевший влияние на султана, получил Крестовый монастырь в собственность и присвоил имущество монастыря и монахов. Вначале он всячески притеснял монахов, обременял их непомерно тяжёлыми налогами, "обращался с ними по зверски и наконец [часть насельников заключил под стражу, часть] совсем изгнал из монастыря". Тогда же монастырь был обращен в завию - суфийскую обитель. Изгнанная братия укрылась в одном из подворий Крестового монастыря [8].
Во время захвата настоятеля не было в Иерусалиме. Желая защитить монастырь, Лука сам отправился к шейху. Хотя ближние предупреждали его об опасности, святой был готов к смерти и смело явился перед шейхом, прося об освобождении заточенных им отцов.
Шейх потребовал от святого Луки принять мусульманство и взамен обещал ему должность эмира. Блаженный Лука отказался, за что озлобленный шейх приказал отсечь ему голову.
По преданию, после исполнения страшного приговора отсеченная голова повернулась к востоку, улыбнулась и возблагодарила Господа. По приказу устрашенного султана мощи святого Луки сожгли. Произошло это в 1273 или 1277 году.
Литература
- Грузинская Советская Энциклопедия : Вып . 6.- Тб., 1983 - с. 308 (на груз. яз.):
- Элердашвили А. Универсальный энциклопедический словарь: в 3 т. (на груз. яз.) / А. Элердашвили. - Тб.: Фантазия, 2006:
- Чехановец Яна. Грузинская Церковь на Святой Земле. - Москва : Индрик, 2012, С. 77:
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 98-99:
- http://www.diakonima.gr/pdf.php?id=34395 (электронная версия)
- Мамиствалишвили Э., Томадзе Н., "Крестовый монастырь", раздел "К. м. при мамлюках (сер. XIII - нач. XVI в.)" // Православная энциклопедия, Т. 38, С. 591-609:
- Габидзашвили Э. Лука Иерусалимский // Православная энциклопедия, т. 41, с. 612-61 (материал использован частично)
- Saint Herman Calendar 2008, 53.
[1] В традиции Грузинской Православной Церкви, основанной на мнении академика К. С. Кекелидзе (источники его мнения неизвестны) - сын Мухи Абашидзе (см. Габидзашвили Э. Лука Иерусалимский // Православная энциклопедия, т. 41, с. 612-613).
[2] "წმიდანი: პროხორე ქართველი (XI); ლუკა იერუსალიმელი (მუხაის ძე) (+1273); ნიკოლოზ დვალი (+1314) და ყოველნი მოწამენი და ღირსნი მამანი ქართველნი - იერუსალიმის ქართველთა მონასტერში ცხოვრებულნი" // "Жития грузинских святых", Тбилиси, 2004, электронная версия на сайте orthodoxy.ge, http://www.orthodoxy.ge/tveni/tebervali/12-prokhore.htm.
[3] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 26, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Feb-2019.pdf.
[4] "February 12", страница месяцеслова на официальном сайте Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2020/02/12.
[5] "ღირსმოწამე ლუკა იერუსალიმელი (მუხაის ძე, აბაშიძე) (+1273)", страница месяцеслова на сайте orthodoxy.ge, http://www.orthodoxy.ge/tveni/6-ivnisi.htm.
[6] Подробнее см. Мамиствалишвили Э., Томадзе Н., "Крестовый монастырь", раздел "К. м. при мамлюках (сер. XIII - нач. XVI в.)" // Православная энциклопедия, Т. 38, С. 591-609: http://www.pravenc.ru/text/2459035.html
[7] Cултан Египта Аз-Захир Бейбарс Рукн ад-Дин аль-Бундукдари, (1260-1277).
[8] Метревели Е. Материалы к истории Иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.), С. 92, 155.