| Епископ Николай (Велимирович) |
Память 5 марта в день кончины, 20 апреля в день перенесения мощей из США в Сербию и в Соборе Швейцарских святых (Женев.)
В миру Никола Велимирович, родился 23 декабря 1880 года в горном селе Лелич в западной Сербии, во крестьянской семье, в которой было девять детей. Он был отдан набожными родителями в школу при монастыре Челие («Келии»).
По окончании гимназии в городе Валево и Белградской духовной семинарии, получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора богословия. Тема его доктората была: «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».
Блестяще закончил философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат на тему «Философия Беркли» [1]. Степень доктора философии была присуждена будущему святителю в 1909 году в Женеве [2].
Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал еще в юношеском возрасте. Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он дает себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной Церкви. Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает монашеский постриг в монастыре Раковиц, близ Белграда, с наречением имени Николай.
В 1910 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета, при приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западно-европейские факультеты, а поступал просто как вчерашний семинарист. Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.
| Иеромонах Николай (Велимирович). |
По возвращении из России о. Николай начал публиковать свои серьезные литературные труды: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»...
Во время Первой мировой войны о. Николай исповедовал и причащал сербских солдат на боевых позициях и укреплял их дух проповедью. Все свое жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.
По поручению сербского правительства о. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», сражавшейся за сербскую и югославянскую идею.
Примечательно, что сразу по окончании Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа». Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.
| Епископ Жичский Николай (Велимирович). |
Вообще же, собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов - факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. Владыка выезжал в самые отдаленные концы ее, встречался с верующими, основывал сиротские дома, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей.
В 1924-1926 годах он был также временно управляющим зарождавшейся Американской епархии Сербского Патриархата.
Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.
В 1934 году был назначен епископом Жичским. Духовный центр ее, древний монастырь Жича, требовал всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в этой части центральной Сербии. И здесь, как и в Охриде, владыке Николаю пришлось упорядочивать монастырскую и церковную жизнь, нарушенную Мировой войной, а если смотреть глубже, - пятивековым турецким владычеством на Балканах. Вскоре трудами и молитвами владыки было восстановлено множество древних церквей.
Началась Вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников. Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду - патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича..». Вскоре владыка вместе с патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау - единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу!
Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для владыки Николая возвращения на Родину. В Югославии в конце войны насильственным способом пришел к власти атеистический режим Иосифа Амброза (Тито).
Находясь в эмиграции в Америке, владыка продолжал служить и работал над новыми книгами - «Жатвы Господни», «Страна Недоходимия», «Единственный Человеколюбец». Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию. В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращен коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».
Епископ Николай мирно скончался 18 марта 1956 года в русском монастыре святого Тихона в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). Смерть застала его за молитвой.
| Свт. Николай Жичский, икона |
Почитание
Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на местном кладбище. Последняя воля владыки - быть похороненным на Родине - в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена.
Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года в день памяти владыки Николая. После заупокойной литургии, которую служили местный епископ Шабацко-Вальевский Иоанн (Велимирович) и епископ Вршацко-Банатский Амфилохий (Радович) был пропет тропарь святителю Николаю. К этому дню сестры монастыря Челие написали его икону.
3 мая 1991 года освободившаяся от ярма безбожия Сербия вернула себе как святыню мощи святого Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародное торжество, и этот день был также внесен в церковный календарь. Мощи святителя покоятся в храме его родного села Лелич.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Златоу́стый пропове́дниче Воскре́сшаго Христа́, / путеводи́телю ро́да Се́рбскаго крестоно́снаго в века́х, / благогла́сная ли́ро Ду́ха Свята́го, / сла́во и любы́ мона́хов, ра́дованье и похвало́ свяще́нников, / учи́телю покая́ния, предводи́телю богомо́льна во́инства Христо́ва/ святы́й Нико́лае Се́рбский и всеправосла́вный: / со все́ми святы́ми Небе́сныя Се́рбии моли́ Еди́наго Человеколю́бца // да да́рует мир и едине́ние ро́ду на́шему.
Кондак, глас 3
Се́рбскаго Лелича рожде́ние, / архипа́стырем во Охри́де свята́го Нау́ма был еси́, / от престо́ла святи́теля Са́ввы в Жичу предста́л еси́, / науча́я и просвеща́я лю́ди Бо́жия Святы́м Ева́нгелием. / Мно́гия к покая́нию и любве́ ко Христу́ приве́л еси́, / Христа́ ра́ди стра́сти в Даха́у претерпе́л еси́, / и сего́ ра́ди, свя́те, от О́него же просла́влен еси́, // Нико́лае, Бо́жий новоявле́нный уго́дниче.
Сочинения
Собрание сочинений святителя насчитывает пятнадцать томов.
- Избранные труды на сайте энциклопедии "Азбука": http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/
Литература
- Биография из книги "Слава и боль Сербии. О сербских новомучениках". Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2002:
- И. Войводич, И. Стойичевич. "Николай Велемирович" // Православная энциклопедия, т. 50, с. 180-186
Использованные материалы
- Прийма Иван Федорович. Слово об авторе // Святой Николай Сербский. Молитвы у озера. СПб. 1995. Стр. 3-8
- Биография на портале Православие.Ru:
- Журнал № 53, журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года:
- Страница блога свящ. Максима Плякина:
- "Святитель Никола́й (Велимирович), епископ Сербский, О́хридский и Жи́чский", страница сайта "Азбука веры":
- И. Войводич, И. Стойичевич. "Николай Велемирович" // Православная энциклопедия, т. 50, с. 180-186 (использовано частично)
[1] И. Войводич, И. Стойичевич. "Николай Велемирович" // Православная энциклопедия, т. 50, с. 180-186, https://www.pravenc.ru/text/2565644.html
[2] "Следующий 1909 год он провел в Оксфорде, где подготовил диссертацию по философии Беркли, которую затем защитил на французском языке в Женеве" // Иеромонах Игнатий (Шестаков). "Краткое жизнеописание святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского", Сайт Православие.Ru, https://pravoslavie.ru/35886.html, "Святитель Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский († 1956)" // Сайт храма Воскресения Христова в Цюрихе, https://ru.orthodoxe-heilige.ch/ikone6