Прав. Енох. Икона. Ярославль. 1654 г. Из Праотеческого чина. ЯХМ. Ярославль. |
Память в Неделю святых праотец
Потомок Сифа, сын Иареда, Енох родил Мафусала в шестьдесят пять лет, после чего жил еще триста лет и имел других сынов и дочерей. По библейскому выражению, Енох "ходил перед Богом", т. е. стремился к высшей чистоте и святости. За свою праведность, был Богом взят живым на небо (Быт. 5, 21-24, Евр. 11, 5), подобно тому как впоследствии был восхищен святой пророк Илия.
Енох почитается как пророк, на его откровения ссылаются многие отцы Церкви, например Иуда, брат Господень в своем послании (Иуд. 1, 14-15), Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан. Однако, «Книга Еноха», содержащая повествование о путешествии Еноха на небо, его видениях и пророчествах, не была принята Церковью в Библейский канон, оформившийся к IV веку. До наших дней дошли также два других одноименных текста – т. н. II и III Книга Еноха.
Предание Церкви отождествляет двух пророков Божиих, которым надлежит проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста перед концем света со святыми пророками Илией и Енохом (Откр. 11, 3-13) [1].
Противоречивые мнения о Енохе бытовали в разных направлениях иудаизма. Предания о пророчествах и вознесении Еноха, который впоследствии научил людей в письму, математике и астрономии существуют в мусульманстве.
Использованные материалы
- Аверкий (Таушев), архиеп., Апокалисис или Откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста, Санкт-Петербург, «Акация», 1998, глава 11:
- А. Л., "Енох", энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
[1] См. Аверкий (Таушев), архиеп., Апокалисис или Откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста, Санкт-Петербург, «Акация», 1998, глава 11, http://www.wco.ru/biblio/books/aver2/Main.htm