Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АДАМНАН ИОНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Адамнан Ионский (Adamnan [1]) (623/624-704), игумен, преподобный.

Память 23 сентября.

Родился он около 623/624 гг. [2] на юго-западе графства Донегал (Donegal) [3] в Ирландии, и поступил в монашество в местной обители, вероятно в монастырь Друим Туамма (Druim Tuamma). Затем пришел в знаменитую обитель Иона на небольшом островке к западу от Шотландии, при игумене Сегине (Ségéne) (622-652). Здесь он приобрел основательное знакомство с греческим и латинским, прекрасно изучил Священное Писание. В 679 году, по смерти игумена Файлба (Failbe) (669-679), Адамнан был избран игуменом – девятым по счёту после св. Колумбы.

В это время в Ирландии и на о. Ионе жил Альдфрид (Aldfrith/Aldfrid), внебрачный сын короля Осви Нортумбрийского, прогнанный с родины своим младшим братом Эгфридом (Ecgfrith/Ecgfrid). Альдфрит близко сошелся с Адамнаном, сделавшись его учеником. Когда в 685 году король Эгфрид был убит в походе на пиктов, Адамнан благословил Альдфрида, который вернулся на родину и вступил на королевский престол. В 686 году Адамнан посетил его с просьбой отпустить 60 ирландцев, находившихся в заточении и вернулся на Иону с освобожденными пленниками.

Впоследствии Адамнан не раз посещал Английские земли. В 688 году он в последний раз посетил короля Альфрида и, вероятно, в это посещение поднес королю своё сочинение «О Святых Местах». В эту же пору, по свидетельству Беды Достопочтенного, он посетил несколько английских монастырей и под влиятнием святого Чолфрида Уирмутского принял Римскую пасхалию. Ионские монахи отказались менять своё прежнее ирландское правило празднования Пасхи и Адамнан покинул остров и отправился в Ирландию в 692 году, где упорно убеждал ирландских монахов и монастыри заменить кельтское правило на римское.

В 697 году он успешно убедил собора в Бирре, состоявший из ирландских, Дал-Риадских и пиктских вождей принять так называемые «Каноны Адамнана» («Cáin Adomnáin»). Среди прочего, эти законы освобождали женщин, детей и священнослужителей от участия в войне и гарантировали их неприкосновенность. Эти законы, известные также как «закон невинных» (lex innocentium), стали первой подобной записанной инициативой в истории Европы.

В том же 697 году Адамнан еще раз вернулся на родину и затем, незадолго перед смертью, опять воротился на о. Иону. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на о. Иону, где скончался 23 сентября.

Труды

Важнейшим трудом святого Адамнана является его «Житие Колумбы» («Vita Columbae»), составленное вероятно между 692 и 697 годами. Житие преподобного основателя Ионского монастыря является важнейшим сохранившимся памятником раннесредневековой шотландской письменности. Он также является автором повествования «О Святых Местах» («De Locis Sanctis»), материал для которого ему поведал франкский епископ Аркульф (Arculf), возвращавшийся из Святой Земли где он прожил долгое время. Адамнану также приписывают многие произведения гэльской поэзии.

Литература

Первичные источники

  • Sharpe, Richard., ed. and trans. Adomnan of Iona: Life of St. Columba, Penguin, 1995.
  • Anderson, A.O. and Anderson, M.O. ed. and trans., revised by M.O. Anderson, Adomnan's Life of Columba, Oxford: Clarendon Press, 1991.
  • Anderson, A.O., Early Sources in Scottish History, Edinburgh: Oliver and Boyd, 1922 (Irish Annals, etc).
  • Bede, ed. by Judith McClure and Roger Collins, Ecclesiatical History of the English People, Oxford University Press, 1994.
  • Carey, John, King of Mysteries: Early Irish Religious Writings, Dublin: Four Courts Press, 1998 (Fis Adomnain: The Vision of Adomnan, 10-11th century).
  • Herbert, Maire and Padraig ÓRiain, Betha Adamnain: The Irish Life of Adamnan, Irish Texts Society, 1988.
  • Meyer, Kuno, Cain Adamnain: An Old Irish Treatise on the Law of Adamnan, Oxford: Clarendon Press, 1905.
  • Ni Dhonnchadha, Mairin, “The Law of Adomnan: A Translation,” 53-68 in ÓLouglin, Thomas, ed., Adomnan at Birr, AD 697: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents, Four Courts Press, 2001 (partial translation, sections 28-53).

Вторичные источники

  • Broun, Dauvit and Clancy, Thomas Owen, eds., Spaes Scotorum (Hope of the Scots): Saint Columba, Iona and Scotland, Edinburgh: T & T Clark, 1999.
  • Duncan, Archibald A.M., "Bede, Iona, and the Picts" 1-42 in Davis, R.H.C. and Wallace-Hadrill, J.M., eds., The Writing of History in the Middle Ages: Essays Presented to Richard William Southern, Oxford: Clarendon Press, 1981.
  • Fraser, James E. The Battle of Dunnichen, 685, Tempus, 2002 (King Bridei who won the battle was reputed to have been a friend of Adomnan).
  • Herbert, Maire, Iona, Kells, and Derry, Oxford, 1988.
  • Herbert, Maire (2001) “The World of Adomnan,” 33-41 in ÓLouglin, Thomas, ed., Adomnan at Birr, AD 697: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents, Four Courts Press, 2001.
  • MacDonald, Aidan, “Adomnan's Monastery of Iona,” 24-44 in Bourke, Cormac, ed., Studies in the Cult of Saint Columba, Dublin: Four Courts Press, 1997.
  • MacQueen, John, “The Saint as a Seer: Adomnan's Account of Columba,” 37-51 in Davidson, Hilda Ellis, ed. The Seer in Celtic and Other Traditions, Edinburgh: John Donald Publishers, Ltd., 1989.
  • Ni Dhonnchadha, Mairin “The Guarantor List of Cain Adomnain, 697,” Peritia, 1982, 1:178-215.
  • Ni Dhonnchadha, Mairin, “Birr and the Law of the Innocents,” 13-23 in ÓLouglin, Thomas, ed., Adomnan at Birr, AD 697: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents, Four Courts Press, 2001.
  • ÓLoughlin, Thomas, “The Exegetical Purpose of Adomnan's De Locis Sanctis,” Cambridge Medieval Celtic Studies, 1992, 24: 37-53.
  • ÓLoughlin, Thomas, “The library of Iona in the late seventh century: the evidence of Adomnan's De locis sanctis,” Eriu, 1994, 45:33-54.
  • ÓLoughlin, Thomas, “Adomnan the illustrious,” Innes Review, 1995, 46:1-14.
  • ÓLoughlin, Thomas, “Adomnan and Mira Rotunditas,” Eriu, 1996, 47: 95-99.
  • ÓLoughlin, Thomas, “The View for Iona: Adomnan’s mental maps,” Peritia, 1996, 10:98-122.
  • ÓLoughlin, Thomas, “Adomnan and Arculf: The Case of an Expert Witness,” Journal of Medieval Latini, 1997, 7:127-146.
  • ÓLoughlin, Thomas, “Adomnan's De Locis Sanctis: A Textual Emendation and an Addition; Source Identification,” Eriu, 1997, 45:37-40.
  • ÓLoughlin, Thomas, “Adomnan: A Man of Many Parts,” 41-52 in ÓLouglin, Thomas, ed., Adomnan at Birr, AD 697: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents, Four Courts Press, 2001.
  • ÓLouglin, Thomas, ed., Adomnan at Birr, AD 697: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents, Four Courts Press, 2001.
  • Picard, Jean-Michel, “The Purpose of Adomnan's Vita Columbae,” Peritia, 1982, 1:160-77.
  • Picard, Jean-Michel, “Bede, Adomnan, and the Writing of History,” Peritia, 1984, 3:50-70.
  • Picard, Jean-Michel, “The Metrical Prose of Adomnan's Vita Columbae: an Unusual System,” 258-271 in Ni Chathain, P., and Richter, M., eds., Ireland and Europe: The Early Church, Stuttgart: Klett Cotta Verlag, 1984.
  • Picard, Jean-Michel, ed., Ireland and Northern France AD 600-850, Dublin: Four Courts Press, 1991.
  • Richter, Michael, Ireland and her Neighbors in the Seventh Century, New York: St. Martin's Press, 1999.
  • Sayers, William, “Spiritual Navigation in the Western Sea: Sturlunga Saga and Adomnan's Hinba,” Scripta Islandica, 1993, 44:30-42.
  • Sharpe, Richard, “The Thriving of Dalriada,” 47-61 in Taylor, Simon, ed., Kings, Clerics, and Chronicles in Scotland 500-1297: Essays in honour of Marjorie Ogilvie Anderson on the occasion of her ninetieth birthday, Dublin: Four Courts Press, 2000.
  • Smyth, A., Warlords and Holymen: Scotland AD 80-1000, Edinburgh University Press, 1984.
  • Skene, William F., Celtic Scotland: A History of Ancient Alban Volume I: History and Ethnology, NewYork: Books for Libraries Press, 1876, reprint 1971.
  • Skene, William F., Celtic Scotland: A History of Ancient Alban Volume II: Church and Culture, New York: Books for Libraries Press, 1877, reprint 1971.
  • Williams, A., Smyth, A., and Kirby, D. P., A Biographical Dictionary of Dark Age Britain: England, Scotland, and Wales c500-c1050, London: Seaby Publishers, 1991.
  • Woods, David, “Arculf's Luggage: The Sources for Adomnán's De Locis Sanctis,” Ériu, 2002, 52: 25-52.
  • Woods, David, “Four Notes on Adomnan's Vita Columbae,” Peritia, 2002, 16: 40-67.
  • Католическая энциклопедия.
  • «Adamnan, or Adomnan», Encyclopedia Britannica.

Использованные материалы



[1]  Или Adomnán. Eunan является англизацией его имени в Ирландии (http://en.wikipedia.org/wiki/Adamnan), хотя некоторые преполагают существование другого святого под этим именем (http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=878). Также упоминается как Adam.

[2]  По другим сведениям – в 627/628 годах. http://en.wikipedia.org/wiki/Adamnan.

[3]  Некоторые источники указывают на Драмхоум (Drumhome) (http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=878), но точное место рождения святого не известно.

Редакция текста от: 04.12.2009 05:46:35

"АДАМНАН ИОНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google