|
Свв. Сальвий и Григорий турский перед королём Хильпериком, Великие французские хроники |
Сальвий Альбийский (Salvius) (+
584 или
586),
епископ,
святитель.
Память 10 сентября.
Уроженец города Альби. Как сообщает св. Григорий Турский (История Франков Т.VII. гл.1), по словам самого святого, он долгое время жил в миру, работая адвокатом и ведя гражданские дела со светскими судьями. "Однако он никогда не был обуреваем теми желаниями, к которым обычно пристрастна душа молодых людей." Однако со временем он, оставив светскую службу, удалился в монастырь, поняв, что лучше жить в бедности со страхом Божиим в душе, чем стремиться к наживе пагубного века.
Он долго жил в монастыре, соблюдая уставы, учрежденные отцами церкви. Но уже в зрелые годы, после кончины настоятеля, "он взял на себя заботу о пропитании стада Божьего. ... приняв сан, стал жить еще более уединенно. Он немедленно нашел для себя удаленную келью." Его воздержание было столь строгим, что "как он сам утверждал, ... кожа на теле сходила более девяти раз."
Приняв сан, он пребывал в постах и молитве, и ему часто приходило на ум, что для него было бы лучше жить незаметно среди монахов, чем принять сан игумена и быть на людях. И св. Сальвий, простившись с монахами, ушёл в затвор. По его молитвам многие болящие получали исцеление.
Далее св. Григорий пишет:
Однажды, изнуренный сильной лихорадкой, тяжело дыша, он лежал на ложе. И вот внезапно келья, освещенная ярким светом, сотряслась, и он, воздев руки горе, воздал благодарность и испустил дух. Монахи, рыдая вместе с его матерью, выносят тело покойного, омывают водой, облачают в саван, кладут на погребальные носилки и проводят целую ночь в пении псалмов и плаче. Но когда наступило утро и когда все было готово к торжественному погребению, тело на погребальных носилках начало шевелиться. И вот щеки порозовели, муж, пробудившись как бы от глубокого сна, очнулся, открыл глаза, поднял руки и сказал: «О, Господи милосердный, зачем ты сделал так, что я вернулся в это мрачное место земного обиталища? Для меня было бы лучше твое милосердие на небесах, чем жалкая жизнь в этом мире». Братии, пораженной и вопрошающей, что бы могло значить такое чудо, он ничего не ответил. Но, встав с погребальных носилок и нисколько не чувствуя боли, от которой он страдал, он провел без еды и питья три дня. Но на третий день, позвав монахов и свою мать, он сказал: «Внемлите, любезнейшие братья, и разумейте, что то, что вы видите в этом мире, есть ничто, но, как говорит пророк Соломон: „Все — суета". И блажен тот, кто может поступать в миру так, чтобы сподобиться зреть славу Божию на Небесах». И когда он говорил это, он начал колебаться: продолжать ли ему дальше или молчать. Он молчал, но, приведенный в замешательство просьбами братии о том, чтобы он поведал о виденном, [наконец] сказал: «Четыре дня тому назад, когда келья сотряслась и вы увидели меня бездыханным, меня подхватили два ангела и подняли высоко в небеса, так что мне казалось, что не только эта жалкая земля, но даже солнце и луна, облака и звезды у меня под ногами. Затем меня ввели через ворота ярче этого света в такое жилище, в котором пол блестел, как золото и серебро; свет там был невыразимый, простор неописуемый. Жилище было наполнено таким множеством людей обоего пола, что совершенно нельзя было объять взглядом толпу ни в ширину, ни в длину. И когда нам проложили путь среди сомкнутых рядов ангелы, которые шли впереди, мы дошли до того места, которое мы уже созерцали издали. Над ним нависало сверху облако светлее всякого света, там не было видно ни солнца, ни луны, ни звезд, но облако сияло собственным блеском гораздо больше, чем все эти светила, и из него исходил глас, „как шум вод многих". Там даже меня, грешника, смиренно приветствовали мужи, одетые в священнические и мирские одежды. Как мне рассказали мои спутники, это были мученики и исповедники, которых мы здесь, на земле, глубоко почитаем. И вот когда я встал там, где мне приказали, меня окутал такой сладкий аромат и я так насытился этой сладостью, что до сих пор не хочу ни есть, ни пить. ,,И услышал я глас, говорящий": ,,Да возвратится сей в мир, ибо он надобен нашим церквам". И я слышал глас; видеть же того, кто говорил. я отнюдь не мог. И, распростершись на полу, я с плачем говорил: ,,Увы, увы, Господи, зачем ты дал мне видеть сие, если я должен буду лишиться этого! Вот ныне ты удаляешь меня от лица твоего, чтобы я вернулся в тленный мир, и я больше не смогу вернуться сюда. „Не отними, прошу Тебя, Господи, милости Твоей от меня", но молю, дай мне жить здесь, дабы я не погиб, уйдя туда". И глас, обращенный ко мне, сказал: „Иди с миром. Ибо: Аз есмь страж твой доколе не возвращу тебя в землю сию". Тогда я, покинутый своими спутниками, удалился с плачем и вернулся сюда через врата, в которые вошел».
Все присутствовавшие были поражены его рассказом, а святой угодник начал вновь говорить со слезами: «Горе мне, посмевшему открыть такую тайну. Ибо отошел от меня аромат сладости, который я вкусил в месте святом и которым я три дня поддерживал себя без всякой пищи и питья. Но и язык мой покрылся болезненными ранами и так распух, что, кажется, заполнил мне весь рот. И я знаю, что не угодно было Господу моему, чтобы тайное стало явным. Но знай, Господи, что „я сделал это в простоте сердца", а не в превозношении своего ума. Но прошу, буди милостив по обетованию Твоему и „не остави меня до конца"». И, сказав это, он умолк и вкусил пищу и питье. Я же, пишущий сие, боюсь, как бы кому-либо из читателей это не показалось невероятным, согласно тому, что говорит историк Саллюстий: «Там, где ты упоминаешь о доблести и славе людей достойных, каждый считает для себя это делом легким и принимает равнодушно; а все, что сверх этого, он считает выдуманным». Ибо всемогущий Бог — свидетель, что все, что я узнал, я услышал из уст самого Сальвия.
Позже блаженного мужа вывели из кельи, избрали и против его воли рукоположили в епископы. Как полагает св. Григорий, на десятый год его епископского служения, в городе Альби свирепствовала паховая чума ; и большая часть народа уже перемерла. И хотя в живых остались только немногие из горожан, однако у блаженного Сальвия как у доброго пастыря никогда не появлялось желания покинуть этот город; более того, он всегда увещевал оставшихся, чтобы они молились и неустанно пребывали в бдении и чтобы свои дела и помыслы они постоянно обращали на доброе. При этом он говорил: «Поступайте так, чтобы, если бог пожелает вас взять из мира сего, вы могли бы войти не в судилище, а в вечное упокоение».
В своей Истории Франков(Т.V, гл.44) св. Григорий так сообщает о богословском споре святого с королём франков Хиьпериком:
... король Хильперик написал небольшое сочинение о том, чтобы Святую Троицу рассматривали не в различии лиц, а только называли бы богом, говоря, что недостойно называть бога лицом, как человека во плоти. Он утверждал также, что сам Отец есть в то же время и Сын и Он же сам является Святым Духом, будучи Отцом и Сыном. «Так,—сказал он, — представлялось пророкам и патриархам, так возвестил сам закон». И после того, как он приказал, чтобы это было прочитано мне, он сказал: «Я хочу, чтобы ты и остальные ученые церкви Так веровали». Ему я ответил: «Милостивый король, тебе следует оставить это ложное учение и следовать тому, что нам оставили после апостолов другие отцы церкви, чему нас научили Иларий и Евсевий и что ты исповедовал при крещении». Тогда разгневанный король сказал: «Конечно, в этом деле Иларий и Евсевий для меня сильные противники». Ему я в ответ: «Тебе подобает следить за тем, чтобы ты не восстановил против себя и Бога, и святых его. Да будет тебе ведомо, что в лице — иное Отец, иное Сын и иное Дух Святой. Ведь не Отец воспринял плоть и не Дух Святой, а Сын, который, будучи Сыном Божьим, для искупления грехов людей, сделался и сыном женщины. Страдал не Отец и не Дух Святой, но Сын, воспринявший плоть в мире, чтобы самому быть принесенным в жертву за мир. Что же касается лиц, как ты говоришь, то сие следует понимать не телесно, а духовно. Потому что в этих трех лицах — одна слава, одна вечность, одна власть». А король, рассерженный этим, сказал: «Я покажу это более умным, чем ты, и они со мной согласятся». И я ответил; «Никогда умный не согласится с этим, а только глупый человек пожелает следовать тому, что ты предлагаешь». На это он, скрежеща зубами, промолчал. Но спустя несколько дней, когда прибыл Сальвий, епископ альбийский, Хильперик велел, чтобы его сочинение было прочитано тому вслух, умоляя его согласиться с ним. После того как Сальвий прослушал это сочинение, он с таким презрением отверг его, что если бы он смог коснуться бумаги, на которой было написано это сочинение, то он разорвал бы ее в клочки. И, таким образом, король оставил свое намерение.
Вместе с тем, св. Григорий так пишет о своей беседе со святым, касаемо последствий богословских исканий короля:
(История франков Т.V. гл.50) ...он мне сказал: «Видишь ли ты над этой кровлей то, что я вижу?». Я ему ответил: «Я вижу верхнюю кровлю, которую король недавно приказал возвести». И он сказал: «А другого ничего не замечаешь?». Я ему в ответ; «Я ничего другого не вижу». Ведь я думал, что он шутит. И я добавил: «Если ты видишь еще что-либо, скажи». Сальвий же, глубоко вздохнув, сказал: «Я вижу, что над этим домом занесен обнаженный меч гнева господня». И, действительно, предсказание епископа не обмануло его. Именно: спустя двадцать дней умерли оба сына короля, смерть которых я описал выше.
Св.Сальвий, скорее всего, по Откровению Божию знал время своего призвания на Небеса, и "сам позаботился о своем гробе, омылся, облачился в саван и только тогда испустил свой блаженный дух, всегда стремившийся на Небеса."
Был же он муж в святости великий, в стяжании — наименьший и никогда не желал золота. Но если он и вынужден был принимать его, то тотчас же раздавал его бедным. В то время, когда патриций Муммол увел однажды из этого города многих горожан в плен, он пошел к нему и всех их выкупил. И Господь даровал ему такое уважение от народа, что даже те, кто увел пленных, и выкуп ему уступили и сверх того одарили его. Таким образом он вернул гражданам своей родины прежнюю свободу. И еще много хорошего я слышал об этом муже, но, желая вернуться к начатому повествованию, большую часть опускаю.
...
После смерти святого Сальвия епископом Альби стал в этом же году Дезидерат [1].
Литература
- Иеромонах Серафим (Роуз) Душа после смерти. Современные "посмертные" опыты в свете учения Православной Церкви.
- AASS Sept. III, Paris 1868, 574-579;
- L. Duchesne, Fastes épiscopaux de l'ancienne Gaule2, 43;
- Charles Portal, Notice sur Saint Salvi, Evêque d'Albi au VIe siècle (In: Revue historique, scientifique et littéraire du département du Tarn (ancien pays d'Albigeois) 6, Albi 1887, 8-11;
- Bibliotheca hagiographica Latina antiquae et mediae aetatis 2, Bruxelles 1901, 1082 Nr. 7468-7469;
- L. de Lacger, L'abbaye Saint-Salvy d'Albi (In: Revue Mabillon 14, 1924, 111-139, 195-213);
- Ders., Histoire de l'abbaye de Saint-Salvy, Ligugé 1925;
- Jean-Louis Biget, Collégiale Saint-Salvi Albi (In: Congrès archéologique de France 140e session 1982 Albigeois, Paris 1985, 147-174, bes. 147-148);
- L.-H. Cottineau, Répertoire topobibliographique des abbayes et prieurés 1, Mâcon 1935, 49;
- A.M. Zimmermann, Kalendarium Benedictinum 3, 40-41;
- L. Réau, Iconographie de l'art chrétien 3, Paris 1958, 1180;
- Jules Baudot et Léon Chaussin, Vies des Saints et des Bienheureux, continué par Jean Dubois et P. Antin 9, 208-212;
- Zedler's Großes Universal-Lexicon 33, Leipzig/Halle 1742, Neudr. Graz 1961, 1267;
- Franz von Sales Doyé, Heilige und Selige der Römisch-Katholischen Kirche 2, Leipzig 1929, 283;
- LThK2 9, 1937, 139 (Georg Allemang);
- LThK2 9, 1964, 283-284 (Winfried Böhne);
- Bibliotheca Sanctorum 11, Rom 1968, 606-607 (Philippe Rouillard).
Использованные материалы
- Григорий Турский История франков (HISTORIA FRANCORUM) кн. V, гл. 44, 50; кн. VI, гл. 29; кн VII гл. 1: кн. VIII, гл. 22.
- Hl.Salvium Biographisch-Bibliographisches KirchenLexikon. Band VIII. (1994) Spalten 1267-1268. Автор: Вильгельм Коль (Wilhelm Kohl)
[1] (История Франков Т.VII, гл.22)