Мученица Сира Персидская |
Память 24 августа, 18 мая (Визант. [1]), 13 июля (Греч. [2])
Родилась в VI веке в персидском городе Карх-Селевкии [3] и была родственницей мученицы Голиндухи. Отец Сиры был знаменитым зороастрийским жрецом в Елимаиде (Абизард). Боясь влияния христианства на свою дочь, он после смерти матери отдал Сиру в город Фарс на воспитание к жрице, которая научила её жреческой науке. Сира стала жрицей при капище огня, и ей предстояла почётная деятельность. Но однажды, в 18 лет, разговорившись с нищими-христианками, девушка узнала о Христе Спасителе и и уверовала в Него. Она начала жить по-христиански: стала учить молитвы и псалмы, поститься и читать христианские книги; тайно приходила в церковь слушать чтение Слова Божия. Оставив все привязанности мирской жизни, Сира принялась изнурять свое тело постом и другими способами умерщвления плоти, но всё ещё не решалась открыто исповедать свою веру.
Однажды Сира заболела. Она не стала искать врачевства в волшебстве, но пришла к христианскому храму и просила пресвитера дать ей хотя немного праха церковного, надеясь получить от него исцеление. Пресвитер, зная Сиру как идолослужительницу, отверг её просьбу. Сира не прогневалась, зная о своем недостоинстве, но смиренно с верой прикоснулась к одежде священника, как некогда кровоточивая женщина прикоснулась к одежде Спасителя (Мф. 9, 20-22). Она тотчас получила исцеление и возвратилась домой здоровой. Бес ей внушал, что не до́лжно пренебрегать верой отцов, однако святая Сира преодолела искушение.
Мученица Сира Персидская |
И вот во время принесения утренней жертвы святая Сира разметала священный огонь, почитавшийся персами за божество, и, опрокинув жертвенник, громко воскликнула: "Я христианка, отрекаюсь от ложных богов и верую в Истинного Бога!" Отец Сиры бил свою дочь, пока не изнемог, и бросил в темницу. В течение многих дней он то подвергал дочь жестоким мучениям, то со слезами и ласками упрашивал её остаться в прежней вере. Но Сира была непреклонна. Тогда отец закрыл ее в одной комнате со жрецами, оставив без еды и питья. Видя, что св. Сира упорствует, он донес на нее верховному жрецу. Тот призвал святую в храм огня в присутствии всех жрецов той области. На вопросы святая Сира отвечала стихами псалмов. Положив руку себе на шею, она сказала: "Смотри, у тебя есть власть отрубить мне голову, я уже тебе её отдала!" Тогда волхвы пригнули её шею к ногам, заковали в тяжёлые цепи и бросили в подземелье, сырое и зловонное. Но как только там оказалась святая, Небесное сияние осветило яму, и её цепи сами распались. Спустя несколько дней Сире удалось, подкупив стражу, выйти из подземелья, и она приняла крещение от епископа Иоанна.
Видя неколебимую решимость святой, жрецы отправили Сиру к царю Хозрою Старшему в Холван, заковав её шею в тяжелый ошейник, который нельзя было снять, не отрубив головы. Мученица добровольно и радостно дала заковать себя, говоря, что если кто-то захочет избавить её от палачей, она не даст этого сделать, чтобы не лишиться будущих благ. Поскольку царь отправился в другую резиденцию, святую переводили из области в область и заставляли терпеть страшные мучения, но она оставалась неколебимой в исповедании истинной веры. По свидетельству жития, мученице являлись пророки Моисей, Илия, апостол Петр и другие святые, укрепляя ее дух [4]. Господь сподобил святую Сиру и дара чудотворений. Как-то персы отдали мученицу под надзор иудеев, и те стали глумиться над святой, говоря: "Где же рассказанная о тебе басня, что сами узы спадают с тебя, с твоей шеи, рук и ног? Посмотрим ныне, как спадут узы!" При этих словах святая Сира в глубине сердца помолилась Спасителю, и тотчас с неё спали узы. Так было не однажды.
Мц. Сира Персидская. Икона |
В итоге после всех страданий святую Сиру осудили на смерть через удавление. Её перевели в Селевкию-Ктесифон и там с изощрённой жестокостью проводили казнь, по временам отпуская верёвку и спрашивая мученицу, не желает ли она изменить своё решение и остаться огнепоклонницей и обрести жизнь. Но Сира, едва живая, ответила: "Делайте то, что вам приказано, и не преступайте ваших законов". Её задушили 28 февраля [5] 558 или 559 года вместе с другими мучениками-христианами. Тело святой было брошено на съедение псам, но они не притронулись к нему. Его бросили в тайном месте, и христиане забрали святые мощи и погребли их. Позже они были положены в церкви, построенной в честь святой Сиры.
Её Житие было написано современником на сирийском языке, однако сохранилось только в греческом переводе в Cod. Laurent. IX, 14 [6], послужившем, по всей видимости, основой для Жития на русском языке святителя Димитрия Ростовского.
Литература
- Devos Р. “Sainte Sirin, martyre sous Khosrau Ier Anosarvan”, AB 64 (1946). Р. 87-132 (издание греч. перевода);
- Peeters P. Sainte Goundouch, M Akiyre Perse († 13 Juillet 591) // AB 62 (1944). P. 74-126;
- Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. М., 1902–1911. Т. 12, С. 402-420:
- https://idrp.ru/content/article/zhitiya-svyatih-lib873/ (электронная версия на сайте интернет-магазина "Русский Паломник")
- Walker, Joel Thomas. The Legend of Mar Qardagh: Narrative and Christian Heroism in Late Antique Iraq. 1st ed., University of California Press, 2006, p. 209, 230-232, 245, 265n79:
Использованные материалы
- "Мученица Сира" // Сайт Православие.Ru:
- "Память святой мученицы Сиры, девы Персидской" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. VI . - С. 737-739
[1] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток. Часть I. Месяцеслов, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1 - под 18 мая: "Муч. Сиры в Персиде. Лавр. [Пергаменный славянский пролог в Троицкой лавре, XIV в., 1 редакция месяцеслова Василия, сентябрь-ноябрь, – XI в. в восточн. памятях] У Кр. [Устав криптоферратского монастыря ХIIІ в.] и др. (24 авг.)"; под 24 августа: "Св. муч. Сиры девицы в Персии, † 558 г. Ч. М. (Лавр. [Пергаменный славянский пролог в Троицкой лавре, XIV в., 1 редакция месяцеслова Василия, сентябрь-ноябрь, – XI в. в восточн. памятях] У Кр. [Устав криптоферратского монастыря ХIIІ в.] Тур. [Минеи греческие туринской библиотеки, т. е. синаксарь их] 18 мая, † в феврале). Эта память упоминается также в 1-м (французском) издании "Житий" Макария Симонопетрского (см. примечание к памяти 13 июля).
[2] Судя по всему, эта память впервые появилась в 1-м (французском) издании "Житий" Макария Симонопетрского. В этом издании Житие св. мч. Сиры размещено сразу за Житием ее родственницы св. мч. Голиндух. В сноске к Житию сказано: "Nous plaçons à la suite de celle de sa parente, la mémoire de Ste Sirée, dont la Passion est conservée en grec, avec la mention du 18 mai, mais qui n’a pas été retenue par les synaxaires". (см.: "Mémoire de la sainte martyre SIRÉE de PERSE" // Le Synaxaire. Vie des Saints de l’Eglise orthodoxe. hiéromoine Macaire. Monastère de Simonos Pétra au Mont Athos. - Table Heortologique Les saints classés par nom, p. 86, http://www.monastere-transfiguration.fr/synaxaire/tables_heo...tml - "Jl13 Sirée de Perse, mrt."). На 2019 год имеется рецепция этой памяти Константинопольским Патриархатом ("San Golinduch di Persia, martire; Santa Shirin di Persia, martire", см.: Список имён святых на официальном сайте Итальянской архиепископии, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_fabrik&view=...500, "2017-07-13 (1)" - "2019-07-13 (1)", под катом).
[3] Ныне Киркук в Иракском Курдистане. В государстве Селевкидов был известен как Karkh-Selokh, что означает "Цитадель дома Селевкидов". См. Amir Harrak. The acts of Mar Mari the apostle (ed. and trans. by Amir Harrak). Brill Academic Publishers, 2005, P. 27: http://books.google.com/books/?id=v3wzSgkVp_gC&hl=ru&pg=PA27
[4] Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток. Часть II. Заметки. Август. 24, https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatsesl...k/3.
[5] В этот день память мученицы по римо-католическому календарю.
[6] Сирийская патрология. И. Ортис де Урбина (перевод с лат. М. В. Грацианского). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 199: http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/sirijskaja-patrologija/