Кафоличество (от греч.: καθολικός - "всеобщий", "вселенский", "всемирный". В славянском переводе соборный. В некоторых случаях, особенно в отношении Римской Церкви до её отпадения, употребляется в транскрипции католичество [1]) - название, подчеркивающее одно из свойств Церкви - соборность (см. девятый член Символа веры).
Соборная Церковь
По отношению к Православной Церкви («η Καθολικη Εκκλησία») эпитет встречается уже около 107 года в письме святого Игнатия Антиохийского к жителям Смирны (ныне Измир). Он был закреплён в Никейском символе веры определившим Церковь как "едину Святую, Соборную и Апостольскую". Отец Церкви V века прп. Викентий Леринский дал знаменитое определение кафоличества:
Название православного учения "Кафоличеством" (или "Католичеством") стало преобладать в Римской Церкви, тогда как в Церквях Восточной Римской Империи и далее на Востоке и Юге был более распространён термин "Православие", хотя как на Востоке так и на Западе имели хождения оба. См. подробнее Православие.
Кафоличество или Католичество
После отпадения Западной Церкви от полноты Православия преобладающее самоназвание Западной Церкви, "католичество" или "католицизм", обычаем было закреплено за ней в обиходе, и используется также и православными, без признания при этом за Римо-католической Церковью истинной соборности. В современном русском языке ранее единый термин разделился на два: Кафоличеством именуется Православие, а католичеством, а точнее, Римо-католичеством - Римо-католическое учение и сообщество. См. подробнее Римо-католицизм.
[1] Хотя то же слово чаще употребимо в отношении позднейшего лжеучения - римо-католицизма.
[2] Викентий Лиринский, преп., О Священном Предании Церкви, Санкт-Петербург, 2000, 19–20.