Свт. Питирим Великопермский. Фрагмент перевода с иконы. Россия. 1814 год. |
Память 19 августа, 29 января в день памяти трех Пермских святителей и в Соборах Вологодских, Коми и Пермских святых
Родился в Ярославле. Был наставлен в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом. [1]
Святитель Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима (+ после 1441 г.). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре.
Пользуясь любовью великого князя и митрополита, при отъезде в Пермь, снабжен был великолепной ризницей и образованным духовенством; а потому имел имел полную возможность совершать богослужение в стране Пермской гораздо торжественнее, чем его предшественники.
Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.
За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы.
Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.
Обладая высокой образованностью, святитель беседовал с пермским народом изустными поучениями собственного своего сочинения, приспособительно к его понятиям и нуждам, а через это самое более и более, привлекая к евангелию, утверждал его в благочестии христианском. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение.
Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1455 или 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Вот как описывает убиение святителя архангельский летописец:
Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.
Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.
Свтт. Великопермские Питирим, Герасим и Иона |
Молитвословия
Тропарь, глас 8 [2]
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и ми́лости сокро́вище,/ архиере́ев украше́ние,/ люде́й зыря́нских наста́вниче,/ святи́телю Питири́ме,/ ду́шу свою́ за Христа́ положи́вый,/ моли́ Еди́наго Человеколю́бца о па́стве твое́й и о всех// любо́вию чту́щих па́мять твою́.
Кондак, глас 3
Мона́шескими доброде́тельми/ во оби́тели святи́теля Алекси́я пе́рвее украси́вся/ и прославле́нию того́ послужи́в,/ па́стырь яви́лся еси́ лю́дем зыря́нским/ и, я́ко а́гнец чист, прине́слся еси́ Сло́ву Началопа́стырю,/ му́ченик быв, Питири́ме святи́телю всехва́льне./ Те́мже торжеству́ем вси любо́вию// Боже́ственную па́мять твою́.
Тропарь святителям Герасиму, Питириму и Ионе, епископам Великопермским, Устьвымским, глас 8
Равноапо́стольному святи́телю Стефа́ну насле́довавшии/ и Правосла́вия све́том страну́ Зыря́нскую озари́вшии,/ святи́телие Христо́вы Гера́симе, Питири́ме и Ио́но,/ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы ны́не предстоя́ще,/ моли́теся па́стве ва́шей от враго́в ненаве́тованней бы́ти// и всем правосла́вным лю́дем в ми́ре спасти́ся.
Труды
- Служба (стихиры и канон) на обретение мощей святителя Алексия
- Краткое житие святителя Алексия [3]
Литература
- Бирилов Герман, прот. Святитель Питирим, епископ Великопермский (к 525-летию со времени преставления) // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. №5 (ЖМП). 60-64
- Шишонко В.Н. Пермская летопись. Первый период, том I. [4]
- Шляпкин И. Св. Питирим, епископ Пермский // ЖМНП, 1894, ч. 292, март, с. 135—145.
Использованные материалы
- Житие святителя Питирима, епископа Великопермского на сайте Православие.ru
- Шишонко В.Н. Пермская летопись. Года 1447, 1455.
- http://permhistory.ru/history/permskaya-letopis-1447-god
- http://permhistory.ru/history/permskaya-letopis-1455-god
- Словарь книжников и книжности Древней Руси / Отв. ред. Д.С. Лихачев
- Изображение с сайта
[1] Эти факты сообщает "Житие Питирима, епископа Пермского" в списке XV века, открытое историком литературы И.А. Шляпкиным (+ 1918). Найденный И. А. Шляпкиным текст — первое свидетельство о почитании свт. Питирима.
[2] "Святитель Питири́м, епископ Великопермский, Устьвымский", страница сайта "Азбука веры"
[3] Краткое житие сохранилось в рукописях и в одной летописи. То, что оно составлено свт. Питиримом впервые было сказано Пахомием Логофетом, который главным источником своей биографии Алексия выставляет в предисловии писание архииандрита Питирима, "иже последи бысть в Перми епископ". Подробнее об этом см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник - http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_drevneruss...tml
[4] О епископе Питириме упоминается в следующих годах: 1447, 1448 и 1455 г.