Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПИТИРИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Питирим Великопермский. Фрагмент перевода с иконы. Россия. 1814 год.
Свт. Питирим Великопермский. Фрагмент перевода с иконы. Россия. 1814 год.
Питирим Великопермский, Усть-Вымский (+ 1455/1456), епископ, священномученик

Память 19 августа, 29 января в день памяти трех Пермских святителей и в Соборах Вологодских, Коми и Пермских святых

Родился в Ярославле. Был наставлен в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом. [1]

Святитель Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима (+ после 1441 г.). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре.

Пользуясь любовью великого князя и митрополита, при отъезде в Пермь, снабжен был великолепной ризницей и образованным духовенством; а потому имел имел полную возможность совершать богослужение в стране Пермской гораздо торжественнее, чем его предшественники.

Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.

За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы.

Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.

Обладая высокой образованностью, святитель беседовал с пермским народом изустными поучениями собственного своего сочинения, приспособительно к его понятиям и нуждам, а через это самое более и более, привлекая к евангелию, утверждал его в благочестии христианском. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение.

Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1455 или 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Вот как описывает убиение святителя архангельский летописец:

«Не сжалились немилосердные вогуличи и вятчане, видя святого, стоящего на молитве и готового воспринять мученическую кончину. Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары. Святитель, как-бы не чувствуя их, кротко увещевал Асыку и бывших с ним; но увещания не могли тронуть их ожесточенные души и варварски был замучен Владыка Пермский от руки Асыки; само тело его, опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысу».

Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.

Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.

Свтт. Великопермские Питирим, Герасим и Иона
Свтт. Великопермские Питирим, Герасим и Иона

Молитвословия

Тропарь, глас 8 [2]

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и ми́лости сокро́вище,/ архиере́ев украше́ние,/ люде́й зыря́нских наста́вниче,/ святи́телю Питири́ме,/ ду́шу свою́ за Христа́ положи́вый,/ моли́ Еди́наго Человеколю́бца о па́стве твое́й и о всех// любо́вию чту́щих па́мять твою́.

Кондак, глас 3

Мона́шескими доброде́тельми/ во оби́тели святи́теля Алекси́я пе́рвее украси́вся/ и прославле́нию того́ послужи́в,/ па́стырь яви́лся еси́ лю́дем зыря́нским/ и, я́ко а́гнец чист, прине́слся еси́ Сло́ву Началопа́стырю,/ му́ченик быв, Питири́ме святи́телю всехва́льне./ Те́мже торжеству́ем вси любо́вию// Боже́ственную па́мять твою́.

Тропарь святителям Герасиму, Питириму и Ионе, епископам Великопермским, Устьвымским, глас 8

Равноапо́стольному святи́телю Стефа́ну насле́довавшии/ и Правосла́вия све́том страну́ Зыря́нскую озари́вшии,/ святи́телие Христо́вы Гера́симе, Питири́ме и Ио́но,/ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы ны́не предстоя́ще,/ моли́теся па́стве ва́шей от враго́в ненаве́тованней бы́ти// и всем правосла́вным лю́дем в ми́ре спасти́ся.

Труды

  • Служба (стихиры и канон) на обретение мощей святителя Алексия
  • Краткое житие святителя Алексия [3]

Литература

  • Бирилов Герман, прот. Святитель Питирим, епископ Великопермский (к 525-летию со времени преставления) // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. №5 (ЖМП). 60-64
  • Шишонко В.Н. Пермская летопись. Первый период, том I. [4]
  • Шляпкин И. Св. Питирим, епископ Пермский // ЖМНП, 1894, ч. 292, март, с. 135—145.

Использованные материалы



[1]  Эти факты сообщает "Житие Питирима, епископа Пермского" в списке XV века, открытое историком литературы И.А. Шляпкиным (+ 1918). Найденный И. А. Шляпкиным текст — первое свидетельство о почитании свт. Питирима.

[2]  "Святитель Питири́м, епископ Великопермский, Устьвымский", страница сайта "Азбука веры"

[3]  Краткое житие сохранилось в рукописях и в одной летописи. То, что оно составлено свт. Питиримом впервые было сказано Пахомием Логофетом, который главным источником своей биографии Алексия выставляет в предисловии писание архииандрита Питирима, "иже последи бысть в Перми епископ". Подробнее об этом см.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник - http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_drevneruss...tml

[4]  О епископе Питириме упоминается в следующих годах: 1447, 1448 и 1455 г.

Редакция текста от: 11.12.2022 13:31:47

"ПИТИРИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google