Ап. Епенет. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) |
Память 30 июля и в Соборе семидесяти апостолов
В Послании к Римлянам апостол Павел говорит о Епенете как о первом уверовавшем в провинции Асия (Малая Азия): "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток... [Асии] для Христа" (Рим 16, 5). В византийском типе текста (textus receptus), как и в синодальном переводе, в этом стихе вместо слов "начаток Асии" (ἀπαρχὴ τῆς ᾿Ασίας) стоит "начаток Ахаии" [1]. Ахаия в этом стихе могла возникнуть по аналогии с 1 Кор 16, 15, где апостол Павел называет "начатком Ахаии" семейство Стефаново. Вероятно, Епенет был обращен в христианство Акилой и Прискиллой в Эфесе и отправился с ними в Рим [2]. Не совсем понятно, было ли обращено приветствие апостола Павла к Епенету и его спутникам, прибывшим в Рим, или же Павел приветствовал их, когда они были еще в Эфесе. Большинство исследователей склоняются в пользу Рима [3].
В православной традиции Епенет считается первенствующим христианином в Ахайе. В византийском каталоге апостолов от 70 Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) Епенет назван епископом Карфагена. То же указание находится в византийских синаксарях под 30 июля, где его память приводится вместе с апостолами от 70 Силой, Силуаном (Сильваном), Крискентом и Андроником [4]. Те списки Синаксаря Константинопольской церкви, которые под 30 июня помещают Собор не только апостолов от 12, но и апостолов от 70, приводят память Епенета также под этой датой. В славянской агиографической традиции память Епенета сохраняется только 30 июля и в Соборе апостолов от семидесяти. Имя Епенета не отмечается ни в Римском, ни в Древне-Карфагенском мартирологах [5].
В поздней традиции неизвестного происхождения, зафиксированной в XVIII века у католического историка Д. Фарлатти, Епенет назван епископом Сирмия [6].
Тропарь Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, апп. от 70-ти
Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловйвше,/ молят непрестанно о всех, память их величающих.
Литература
- Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 19 // Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 136.
- Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 80-82;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 134; Janin R. Epeneto // BiblSS. Vol. 4. Col. 1255;
- Strelan R. Paul, Artemis and Jews in Ephesus. B.; N. Y., 1996;
- Lampe P. Epaenetus // ABD. Vol. 2. P. 532.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Епенет, апостол" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 503-504
- Жития Святых свт. Димитрия Ростовского
[1] Αχαιας - Nestle-Aland. NTG. S. 439
[2] Lampe. P. 532
[3] Strelan. P. 289-290
[4] SynCP. Col. 856
[5] Доклад епископа Нафанаила представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940
[6] Farlati D. Illyricum Sacrum. Venetiis, 1817. Vol. 7. P. 465-469