| Священномученик Кирилл, епископ Гортинский |
Память 14 июня (Греч. [1]), 9 июля и 6 сентября, в Соборах Гортинских и Аркадийских (Греч.), Критских святых (Греч.) и четырёх Критских святителей (Греч.)
О святом Кирилле сохранилось мало сведений, и они сильно разнятся в разных источниках.
Греческое Мученичество [2] имеет черты энкомия (хвалебной песни); в нем говорится, что имп. Максимиан по наущению диавола издал указ против христиан и приказал им отречься от веры и принести жертвы идолам. Правитель Агриан начал преследовать христиан. Незадолго до ареста епископу Кириллу было странное видение: птица унесла часть его головы в горы. Проснувшись, Кирилл понял, что ему предстоит пострадать за Христа. 9 июля епископа привели к правителю и пытались принудить к выполнению приказа императора, угрожая, что в противном случае он не только сам будет казнен, но и навредит своим родным. Однако Кирилл оставался непреклонен. Тогда его приговорили к усекновению мечом. Палачи вложили в рот К. конские удила и повели за город к месту казни. Епископ был весьма преклонного возраста и не мог быстро идти, поэтому его посадили на повозку, запряженную волами. По дороге Кирилл сподобился еще одного видения: ему была показана лестница, ведущая в Царство Небесное, ангелы, приветствующие его, и Сам Христос как Судия, раздающий уготованные святым награды. Прибыв в труднопроходимую местность Ракс, волы остановились, а с неба раздался голос: "Досюда". После казни Кирилл был похоронен благочестивыми христианами (точный возраст священномученика и срок его епископства неизвестны). В Раксе совершалось ежегодное празднование памяти Кирилла (впоследствии здесь также был погребен прп. Евмений, еп. Гортинский).
Франки де Кавальери отметил, что в описанном указе императора против христиан просматриваются черты четвертого эдикта, изданного в 304 году имп. Диоклетианом (284-305) и его соправителем Максимианом Галерием (293-311), и на основе этого, а также некоторых других наблюдений пришел к выводу, что греческое Мученичество не лишено исторической достоверности [3].
Согласно латинскому Мученичеству, Кирилл был хорошо известен среди египтян. С юных лет он отличался добродетелью; в возрасте около 50 лет был избран епископом (при этом епископская кафедра не указывается) и многих обратил ко Христу. В 82 года он был схвачен правителем Луцием, который пытался принудить его совершить жертвоприношения языческим богам, а затем приговорил к сожжению заживо. Однако огонь не причинил епископу никакого вреда. Луций, пораженный чудом, прославил христианского Бога и отпустил Кирилла. После этого он продолжал проповедовать, многих наставлял в вере и крестил. Услышав об этом, Луций разгневался на епископа, и по его приказу Кириллу отрубили голову. В некоторых латинских рукописях [4] говорится, что Кирилл пострадал в Египте 9 июля, при имп. Деции (249-251) и правителе Луции.
В "Истории царей" Генесия (2-я пол. X века) рассказывается о Кирилле, еп. Гортинском, чудотворце, пострадавшем за Христа. Согласно данному источнику, на месте казни мученика долгое время была видна его кровь, не менявшая цвет, и истекало миро [5]. Некоторые византийские хронисты (Псевдо-Симеон, Георгий Кедрин) X-XII веков считали, что Кирилл пострадал в период завоевания Крита арабами (IX в.). Однако, поскольку память еп. Кирилла, претерпевшего мученическую кончину от мусульман, не встречается в греч. церковных календарях и служебных Минеях, а кроме того, о нем не упоминают другие византийские источники, вероятно, в сочинении Генесия речь идет о священномученике, пострадавшем в начале III века.
В византийских синаксарях Кирилл имеет несколько дней памяти и сведения о нем разнятся. В Синаксаре Константинопольской церкви (архетип X в.) Кирилл упоминается под 5 сентября и 14 июня. В кратком сказании под 5 сентября говорится, что он с юности вел благочестивый образ жизни и подвизался в добродетели. В 60 лет Кирилл стал епископом Гортины и 25 лет окормлял паству. В правление императоров Диоклетиана и Максимиана Кирилл был доставлен на суд к правителю Агриану; епископ смело исповедовал Христа и обращал к вере язычников. Тогда ему в рот вложили конские удила, посадили на повозку (согласно источнику, ему было 95 лет) и повезли на казнь. Когда процессия достигла местности, называемой Ракс, с неба раздался глас, и волы, впряженные в повозку, остановились. Кириллу отрубили голову. В сказании под 14 июня говорится, что Кирилл занял кафедру в 68 лет, был схвачен при имп. Максимиане и казнен правителем Агрианом.
В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память Кирилла содержится под 14 июня и 9 июля. Под 14 июня говорится, что Кирилл, названный епископом Крита (Гортина не упом.), пострадал в возрасте 95 лет при имп. Максимиане. Вместе с двумя слугами - Феофаном и Феохаристом он отправился в некий монастырь, но по дороге был схвачен и заключен в темницу язычниками; он услышал божественный глас, повелевающий ему идти в Рим. После проповеди в Риме Кирилл возвратился на Крит, где был схвачен правителем (не названным по имени) и приговорен к усекновению мечом (место казни не указано). В сказании под 9 июля Кирилл также назван епископом Крита, далее приводится краткая заметка, основанная на лат. Мученичестве Кирилла.
В греч. служебной Минее [6] XIII-XIV веках память Кирилла отмечена под 28 марта [7].
В XI веке прп. Георгий Святогорец (Мтацминдели) перевел синаксарное сказание о Кирилле на грузинский язык, нач.: ამან პირველთაგან სიწმიდით აღასრულა ცხორებაჲ თჳსი... (Он с самого начала свято проводил свою жизнь...), и под 14 июня поместил его в Великий Синаксарь [8].
В "Синаксаристе" прп. Никодима Святогорца и в "Новом Синаксаристе" иером. Макария Симонопетрита сказание о Кирилле, в которое вошли сведения из греч. и лат. Мученичеств, содержится под 14 июня. В нем рассказывается, что Кирилл был назначен епископом Гортины в 68 лет и окормлял паству в течение 25 лет. В 299 году, при императорах Диоклетиане и Максимиане, он был схвачен правителем Агрианом и за смелое исповедание Христа брошен в огонь. После того как епископ вышел из пламени невредимым, его отпустили на свободу, и Кирилл обратил многих язычников в христианство. За это его вновь схватили и в возрасте 93 лет казнили усекновением головы в месте Радзон (Раксон) (в рус. переработке "Нового Синаксариста" сказание о Кирилле помещено под 6 сентября).
В Иеронимовом Мартирологе Кирилл, еп. Гортины, не упоминается, однако под 9 июля здесь обозначена память еп. Кирилла, "преданного огню" [9]. По мнению И. Делеэ, речь идет о пострадавшем в Мёзии епископе и мученике, в краткую заметку о котором были ошибочно включены сведения из латинского Мученичества Кирилла. Т. о. произошло отождествление двух Кириллов, поскольку оба они названы епископами и были казнены в преклонном возрасте [10]. Память Кирилла, еп. из Мёзии, в Иеронимовом Мартирологе повторяется несколько раз: то с указанием Аксиополя (ныне Чернаводэ, Румыния) и имен др. мучеников (под 26 апреля с мч. Киндеем; под 9 и 10 мая с Киндеем и Зеноном), то с указанием г. Томы (ныне Констанца, Румыния; под 9 июля, 1 августа) [11]. Возможно, он упоминается в Сирийском Мартирологе (411) под 10 марта с мч. Киндеем и под 12 мая с 6 др. мучениками, казненными в Аксиополе, чьи имена не обозначены [12]. По сведениям Г. Атанасова, о почитании св. Кирилла в Мёзии свидетельствует надпись V-VI века на мраморной плите базилики, находившейся за городской стеной Аксиополя. Кроме того, вероятно, военная крепость "Св. Кирилла", о которой упоминает Прокопий Кесарийский [13], носила имя именно этого святого. Крепость, находившаяся в 30 км к востоку от Доростола (ныне Силистра, Болгария), была построена в нач. IV века, сожжена в сер. V века, восстановлена при имп. Юстиниане I (527-565) и окончательно разрушена в конце VI века. При проведении археологических раскопок на месте нахождения крепости были обнаружены остатки раннехристианской базилики, где, возможно, хранились мощи св. Кирилла [14].
Краткое сказание, составленное на основе латинского Мученичества Кирилла с большими или меньшими подробностями приведено под 9 июля в западных Мартирологах IX века - Рабана Мавра [15], Адона Вьеннского [16] и Узуарда [17]. Как правило, в них говорится, что епископ Кирилл (без указания кафедры) пострадал в Египте при императоре Деции и правителе Луции: сначала он был брошен в огонь, а затем обезглавлен. В заметке, вошедшей под 9 июля в состав Римского Мартиролога кард. Цезаря Барония (вторая пол. XVI века), содержатся сведения о Кирилле из греч. и лат. источников: Кирилл назван епископом Гортины, он пострадал во время гонений Деция при правителе Луции, который сначала приказал бросить святого в огонь, а затем обезглавить.
В славянских нестишных прологах сказания о Кирилле, несколько различающиеся между собой, первоначально помещались под 14 июня и 9 июля [18]. В сказании под 14 июня приводится рассказ из греч. Синаксаря [19] XII-XIII веков о путешествии Кирилла в Рим с двумя слугами и сообщаются некоторые детали: по дороге в Рим Кирилл видел во сне в храме прп. Филиксина (Фелоксена), который предрек ему епископство (согласно греч. сказанию, Кирилл в то время уже был епископом Крита) и мученическую кончину. Из Рима Кирилл отправился в Иерусалим, но по дороге ему явился муж в белых одеждах и велел идти на Крит. Там в возрасте 68 лет Кирилл был поставлен епископом Гортины. Согласно данному сказанию, Кирилл пострадал и был казнен правителем Агрианом в Раксе при имп. Максимиане. Сказание под 9 июля содержит краткие сведения из лат. Мученичества Кирилла.
В более поздних славянских Прологах память Кирилла отмечается под 6 сентября [20] и приводится рассказ о путешествии Кирилла и его слуг в Рим (согласно данной версии, Кирилл стал епископом в 60 лет); под 14 июня [21] обозначены императоры Диоклетиан и Максимиан; правитель, при котором пострадал Кирилл, назван Агрипином. Согласно данной версии, мученик был казнен в 90 лет в Раксе и занимал епископскую кафедру 25 лет (хотя стал епископом в 62 года). В славянских стишных Прологах [22] и в Великий Четьях Минеях память Кирилла, посвященное ему двустишие и краткое сказание о нем содержатся под 6 и 10 сентября и 14 июня [23].
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Гла́сом боже́ственным от темни́цы изведе́н,/ в Ри́ме бра́тию в боже́ственней ве́ре утверди́л еси́,/ и от а́нгела глаго́лы прии́м о святи́тельстей па́стве,/ во страда́нии свое́м па́ки гла́су с Небесе́ сподо́бися,/ богоповеле́нный святи́телю и страда́льче Кири́лле,// моли́ за ду́ши на́ша.
Кондак, глас тот же
Ви́дев себе́ ра́ди темни́чныя две́ри отве́рсты в полу́нощи/ и и́долы сокруше́ны,/ и Горти́нскую па́ству святи́тельскую,/ от Бо́га повеле́нную, до́бре упа́с,/ и по Христе́ наде́жно пострада́в, священному́чениче Кири́лле,// моли́ся за чту́щия тя.
Литература
- BHG, N 467-467b;
- BHL, N 2069-2071;
- ActaSS. Iul. T. 2. P. 682-687;
- PG. 117. Col. 497-498, 531-532;
- MartHieron. P. 360;
- MartRom. P. 278;
- SynCP. Col. 17, 20, 568, 750, 808;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 225-227;
- Franchi dé Cavalieri P. Note agiografiche. Vat., 1953. T. 9. P. 203-229. (ST; 175);
- ЖСв. Июль. С. 209; Сент. С. 153-154;
- Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 20092. Τ. 10: ᾿Οκτώβριος. Σ. 172;
- Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. 106-107; Т. 6. С. 120.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207, 273; Т. 3. С. 261-262;
- Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 155, 432, 482;
- Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. T. 40. P. 61-62;
- MartHieron. Comment. P. 361; MartRom. Comment. P. 279;
- Παπαδόπουλος ᾿Ι. ῾Υπάρχει κα δεύτερος ἅγιος Κύριλλος ἐπίσκοπος Γορτύνης; // ΕΕΒΣ. 1940. Τ. 16. Σ. 247-251;
- Sauget J.-M. Cirillo // BiblSS. Vol. 3. Col. 1321-1322;
- Κωνσταντινηδης Ι. Χ. Κύριλλος // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1155;
- Genesius Ioseph. Regum Libri IV / Ed. A. Lesmüller-Werner, J. Thurn. B., 1978;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 264;
- Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000.
Использованные материалы
- Крюкова А. Н., Заиграйкина С. П., Маханько М. А. "Кирилл [греч. Κύριλλος; лат. Cyrillus] († ок. 304), сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля), еп. (архиеп.) Гортинский" // Православная энциклопедия, т. 34, с. 359-362 (опубликовано: 28 июня 2017 г.)
- Икона сщмч. Кирилла Гортинского
- Saint Herman Calendar 2008, 50, 70.
- Полный Тропарион, Изд-во "Троица", 2006, т. 1, 21.
[1] "Ιερομάρτυρος Κυρίλλου, επισκόπου Γορτύνης" // Календарь на официальном сайте Элладской Православной Церкви (архив), https://web.archive.org/web/20220926130329/https://www.eccle...286.
[2] Мученичества Кирилла на греч. (BHG, N 467-467b) и лат. (BHL, N 2069-2070) языках, в значительной степени различающиеся между собой, были опубликованы в 1721 г. болландистом И. Пинием. Позднее П. Франки де Кавальери осуществил критическое издание греч. текста на основе двух рукописей: Vat. gr. 1667 (X в.) и Ath. Vatop. 84 (IX-X вв.). По мнению исследователя, данная греч. версия и синаксарные сказания о К. были созданы на основе утраченного оригинала, составленного в конце IV в.
[3] Franchi dé Cavalieri. 1953. Р. 219-220
[4] напр., Monac. 4554, 3-я четв. VIII в., а также в неизданной ркп. (BHL, N 2071) Paris. lat. 5306, XIV в.
[5] Genesius. 1978. II 11
[6] Vindob. Theol. gr. 300
[7] SynCP. Col. 568
[8] Рукописи Великого Синаксаря (все XI в.) хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в Иверском монастыре на Афоне (Ath. Iver. georg. 30), в Екатерины вмц. мон-ре на Синае (Sinait. iber. 4), в б-ке Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254)
[9] MartHieron. P. 360
[10] Delehaye. 1922. P. 61-62
[11] MartHieron. P. 210, 241, 243, 408
[12] Un Martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 16. (PO; T. 10, fasc. 1)
[13] Procop. De aedificiis. IV. 7, 15
[14] Атанасов Г. 345 раннохристиянски светци-мъченици от Българските земли (I-IV вв.). София, 2011. С. 50-52
[15] PL. 110. Col. 1155
[16] Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 300
[17] MartUsuard // PL. 124. Col. 239
[18] см., напр.: РГБ. Рум. № 319. Л. 133 об., 145 об., нач. XIV в.
[19] Vat. gr. 2046
[20] Пролог на сент.-февр. М., 1641. С. 65 об.- 66 об.
[21] Пролог на июнь-авг. М., 16624. С. 64
[22] Петков. 2000. С. 240, 418
[23] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 15, 29, 226