Госпитий (Оспитий) Ниццкий (Hospitius, Hospicius, Sospis, греч. Ὁσπίτιος) (+580/681 [1]), отшельник Леринский, преподобный, исповедник
Память 21 мая (Греч.)
О жизни св. Госпития рассказывает святой Григорий Турский в VI книге своей "Истории франков". Согласно этому рассказу, Госпитий закрылся в старой башне, расположенной около местечка Виллефранш (Villefranche), расположенного, в одном лье от города Ниццы, на маленьком полуострове, который в память о нем по сей день называется Сан Соспис (San Sospis). Там он предавался наиболее суровому покаянию. Он заковал свое тело в железные цепи, покрыв их сверху власяницей. Питался только сухим хлебом и финиками. Во время поста он употреблял в пищу травы, использовавшиеся отшельниками Египта, которые он покупал у купцов. Согласно местному преданию, он происходил из Египта и обучился там монашеской жизни. Он сначала отваривал эти травы и выпивал отвар, затем ел сами травы.
Бог вознаградил его усердие дарами чудотворения пророчества. Так он предсказал жителям страны ближайшее вторжение лангобардов:
Он предупредил также монахов, чтобы те поторопились в укрытие, взяв с собой всё то, что они могли с собой взять, так как варвары приближались. То же предание утверждает, что святой Госпитий был игуменом монастыря, основанного на том же полуострове, и что он им управлял из своей башни [2] Так как монахи говорили, что не хотят его оставить, он распорядился: "Не бойтесь нимало за меня. Возможно, они меня подвергнут некоторым оскорблениям, но они не дойдут до того, чтобы меня убить".
Едва монахи удалились, прибыли лангобарды. Опустошая всё на своем пути, они достигли башни, где жил в затворе святой, откуда он и показывался им через окно. В напрасных поисках входа, чтобы проникнуть в башню и подняться до него, они поднялись по кровле и, поднимая черепицу, сумели к нему приблизиться. Увидев тогда этого человека, закованного в каналы, в столь строгом затворе, они подумали, что они имеют дело с некоторым опасным преступником. Приведя переводчика, они у него спросили, в чем он был виновен, чтобы заслужить такое наказание. Госпитий заявил, что он был убийцей, и что он совершил наиболее худшее из преступлений. Тогда один из варваров вытянул шпагу и стал размахивать ею над головой. Но когда он собрался нанести удар, его правая рука напряглась так, что он не мог ею пошевелить, и он отпустил своё оружие, которое упало на землю. Другие, увидев это, возопили к Небу, умоляя святого им сказать, что надо делать. Он перекрестил вытянутую руку, и она тотчас обрела свою гибкость. Тот человек в течение часа обратился ко Господу. Позже он принял монашество и являл примеры великого рвения. Он жил еще в те времена, когда Григорий Турский писал свою хронику. Многие другие варвары послушались советов святого и возвратились целыми и невредимыми в свою страну. Напротив, те же, кто их презирали, погибли в чужой стране.
Среди многочисленных чудес святого Госпития выделяют исцеление человека, происходившего из Анжера, который был глух и нем, и которого диакон вёл в Рим к мощам святых апостолов. Когда он проходил около того места, где жил отшельник, тот позвал несчастного. Святой влил освященное масло ему в уста и полил маслом его голову, говоря: «Во имя Господа моего, Иисуса Христа, да отверзнутся уши твои, да отомкнет уста твои сила сия, которая некогда изгнала нечистого духа из человека глухого и немого». В тот же миг он спросил страдальца о его имени. Инвалид ответил громко и назвал себя. При виде этого диакон, который его вел, взорвался в криках восхищения: «Благодарю тебя, о Иисусе Христе, безмерно, что ты изволил таковое явить чрез раба твоего. Устремлялся я к Петру, Павлу и Лаврентию, и к прочим святым, прославившим Рим своею кровью, и вот все здесь обнаружились, всех здесь я обрел!». «Молчи, молчи, любезнейший брат», - сказал святой, который опасался ран напрасной славы. «Ведь это делаю не я, но тот, кто создал мир из ничего, кто, вочеловечившись ради нас, делает слепых зрячими, глухих — слышащими, немых — говорящими, тот, кто дарует прокаженным прежнюю кожу, мертвым — жизнь и всем больным — всеобщее исцеление». Святой исцелил также слепого от рождения и большое число одержимых.
Когда он почувствовал, что приближается день его смерти, он привел настоятеля монастыря и сказал ему: «Принеси лом, взломай дверь и пошли за епископом города, чтобы он прибыл ради моего погребения. Ибо в третий день я покину мир сей и уйду в уготованный покой, обещанный мне Господом». В то время, как выполняли с прилежанием его пожелание, некто по имени Крещент (Crescent) пришел к окну, и увидев отшельника, столь стеснённого цепями и полного паразитов, сказал ему: «О господин мой, как ты можешь так стойко переносить столь тяжкие мучения?» Святой ответил: «Мне придает силу Тот, во имя Которого я страдаю. Но я говорю тебе, что я уже освобождаюсь от этих оков и отхожу на покой». На третий день, о котором он сообщил заранее, оно снял цепи, которые носил и пал ниц, творя молитву. Молясь очень долго, проливая обильные слезы, он лёг на скамью, поднял свои руки к Небу и испустил дух, воздавая хвалу Господу. Тотчас же все паразиты, которые точили его святых члены, исчезли.
Между тем, епископ Ниццы Аустадий (Austadius), прибыв на погребение, повелел похоронить блаженного с наибольшим почтением. Могила тотчас же стала крайне посещаемым местом паломничества. Говорили, что и пылью, которую уносили с собой, он мог творить чудеса. Святой Григорий Турский сообщает в своём другом труде, «Слава исповедников» [3], что христианин, который унёс с собой немного этой пыли, поднялся днем на корабль, принадлежавший евреям, который поднял парус и отправился в Марсель. Но его желание состояло в том, чтобы попасть в монастырь на острове Лёранс (Lérins). Когда путники оказались неподалеку от острова, судно остановилось, и было невозможно его подвинуть. Человек тогда признался евреям в своём намерении и рассказал о святыне, которая у него была при себе: евреи, поняв, что было бесполезно бороться, отправили его на землю и продолжили свою дорогу без препятствия.
Собор Ниццы обладает как реликвией частичкой мощей святого Госпития. Другие частицы существуют в некоторых других церквях епархии, например, в Виллефранше, Тюрби (Turbie) и в алтаре полуострова Сан Соспис. Эти места остаются местами паломничества, очень посещаемыми народом региона. Праздник отмечается и в самой Ницце.
Литература
- Grégoire de Tours, Historia Francorum; l. 6, c. 6.
- Achard, Hommes illustres de Provence, 1786, t. 1, p. 404.
- Barral, Chron. insula. Lirin, 1613, p. 129.
- Acta sanct., mai, t. 5, p. 40.
- Ravesc., Cenni storici .sulla penisola e santuario di S. Ospizio, Nizza, 1848.
Использованные материалы
- Григорий Турский. История франков. Книга шестая.
[1] На странице греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3300/sxsaintinfo.aspx сказано: "Преставился в 580 г. н. э., по другим данным в 681 г. н. э.".
[2] Эти предания сообщены в труде Джиофредди (Gioffredi) "Блестящая Ницца " ("Nice illustrée"), опубликованном в Турине в 1658.
[3] "De gloria confes ", c. 97