Сщмч. Василий Анкирский. Икона |
Память 22 марта
Пресвитер в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси призывал свою паству твердо держаться Православия. Константинопольский патриарх-арианин Евдоксий преследовал его за веру и на время запретил служить. Однако Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан и наставляя людей на правый путь, ведущий к Богу.
В то время епископом Анкиры был Маркелл, который в своём противостоянии арианству впал в противоположную ересь - модализм, считая три Божественных Лица тремя аспектами, или модусами, Божества. Однако Василий не разделял этих воззрений и ревностно учил истинной вере. Святой был оклеветан перед императором Константием II и призван к нему для ответа, но с несокрушимой стойкостью исповедал перед царём Православие и был отпущен.
Когда следующий император Юлиан Отступник предпринял попытку восстановить язычество, доблестный исповедник удвоил усилия, дабы разоблачить пустоту веры в ложных богов. Василия обвинили в том, что он наносит ущерб почитанию императора. На это святой ответил, что намерен повиноваться только Царю неба и земли. Тогда проконсул Сатурнин велел растянуть его на дыбе и раздирать тело железными орудиями.
Во время мучений святой обратился к Богу с молитвой:
Видя, что Василий остаётся непреклонен в вере, Сатурнин бросил его в темницу, а сам обратился к императору за указаниями. Юлиан направил в Анкиру двух образованных язычников, бывших прежде христианами, Элпида и Пигасия, позже к ним присоединился жрец Асклепий. Пигасий пришёл в темницу к Василию и попытался убедить его поклониться идолам, однако сам был смущён увещеваниями святого. После того как он передал слова Василия своим спутникам, они решили, что мучения его следует продолжить, а если он будет упорствовать, предать его в руки императора. Святой Василий снова претерпел пытки на дыбе, после которых был водворён в темницу.
Когда в июне 362 года, во время своего похода против персов, Юлиан Отступник остановился в Анкире, то приказал привести Василия. Объявив себя христианином, тот предсказал Юлиану, что Бог, Чьи алтари он поверг, вскоре его самого свергнет с трона и его тело, оставленное без погребения, будет попрано ногами. Юлиан был задет этими словами и приказал, чтобы каждый день у святого вырезали из кожи по семь ремней. Василий в течение нескольких дней выносил эти жестокие пытки, затем попросил о встрече с императором. Юлиан, считая, что тот готов отречься, пришел в храм Асклепия и повелел приготовить жертвоприношение. Но представ перед ним, святой Василий вырвал свисавшую с его тела только что отрезанную полосу кожи, бросил её перед Юлианом и сказал: "Держи, съешь этот кусок, потому что ты любишь мясо. И знай, что для меня смерть - это победа. Я страдаю за Христа, Он - моё прибежище, моя опора и моя жизнь!" Разгневанный император приказал резать его тело, пока не обнажатся внутренности. В этих мучениях святой молился, чтобы Бог даровал ему завершить земной путь, сохранив веру, и быть принятым в Царство Небесное.
Однажды ночью в тюрьме мученику явился Христос, укрепил его и исцелил от ран. На следующий день правитель Фрументин повелел привести Василия, надеясь его сломить до отъезда императора в Антиохию, но с изумлением обнаружил, что святой остался невредимым после пыток. Опасаясь раздражения тирана более, нежели гнева Божия, он громко приказал раздирать его тело раскаленными железными когтями. Окутанный дымом и едким запахом горящей плоти, святой Василий произнес:
Так священномученик Василий отошёл ко Господу 29 июня 362 года.
Сщмч. Василий Анкирский. Миниатюра греко-грузинской рукописи XV в. |
Мощи и почитание
Позже, после гибели Юлиана Отступника христиане погребли мощи священномученика Василия, воздав им надлежащие почести. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта.
Сохранились два греческих жития святого: анонимное (BHG, N 242) и Иоанна Агиоэлита (BHG, N 243). По студийским (Евергетидскому конца XI века [1] и Мессинскому 1131 года [2]) и сравнительно более поздним иерусалимским Типиконам на память святому положена служба с "Аллилуия". Известен ряд единоличных ростовых изображений святого: в миниатюрах рукописных Минологиев - Василия II 976-1025 годов [3], в греко-грузинской рукописи XV века (святой изображен в архиерейском омофоре) [4]; в циклах настенных минологиев церквей Вознесения Дечанского монастыря 1348-1350 годов; святителя Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718 годов; на минейных иконах на март, XVI века [5]; на минейной годовой иконе начала XIX века [6].
В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII века о святом Василии сказано писать его: "С короткою раздвоенною бородою, скончался весь истыканный шилами с головы до ног", единолично в рост, в одеждах иерея (т. е. в фелони и епитрахили) [7]. В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции того же века облик святого описывается так: "Надсед, брада Власиевы, на концы раздвоилася, риза поповская, на оплечие вохра"; изображение в лицевых святцах соответствует тексту в описательной части: священномученик Василий в фелони с оплечием, в руках Евангелие. В "Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих" 1910 года В. Д. Фартусова, имеется добавление к иконографии святого: "...типом галл... в руках хартия с его изречением".
В настоящее время честная глава священномученика Василия почивает в храме Успения Пресвятой Богородицы "тис Рендинас" в городе Кардице, Греция. Корпус песнопений святого, приведенный в современной русской печатной Минее, практически не претерпел изменений с периода господства Студийского устава: тропарь в службе отсутствует; есть кондак 8-го гласа; канон 6-го гласа; ирмос; комплект из 3 стихир.
Молитвословия
Кондак, глас 8 (на подобен "Взбранной")
Зако́нно тече́ние соверши́в/ и ве́ру соблю́л еси́, священному́чениче Васи́лие,/ сего́ ра́ди муче́ния венце́в сподо́бился еси́/ и Це́ркве сто́лп непоколеби́м яви́лся еси́,/ Сы́на, Отцу́ Собезнача́льна и Ду́ху испове́дав,/ Тро́ицу Неразде́льную,/ Ю́же моли́ изба́витися от бе́д чту́щим Тя́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Васи́лие Богому́дре.
Документы, литература
- BHG, N 242-243.
- Крашенинников М. Ioannis Hagioelitae de passione sancti Basilii presbyteri Ancyrani narratio. Iurievi Livonorum, 1907. P. 1-12.
- ActaSS. Mart. T. 3. P. 377-881, 12†-15†
- Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 336-337.
- ЖСв. Сент. С. 419-428.
- Ерминия ДФ. С. 209.
- Большаков. Подлинник иконописный. С. 83.
- Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 223.
- Janin R. Basile (8) // DHGE. T. 6. Col. 1074-1075.
- ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 674-675.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113.
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 75-76.
- Teitler H. C. History and Historiography: The Passio of Basil of Ancyra as a Hist. Source // VChr. 1996. N 50. P. 73-80.
- Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 226-228.
- Миjовић. Менолог. С. 334, 386.
- Евсеева. Афонская книга. С. 286.
- Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 57.
Использованные материалы
- "Память священномученика Василия, пресвитера Анкирского", Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт., М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, т. IV, с. 260-262:
- Заец О. Н., А. А. Л., Шевченко Э. В., "ВАСИЛИЙ пресв. Анкирский, сщмч.", Православная энциклопедия, т. 7, с. 34-35:
- Житие в календаре на портале Православие.ru:
[1] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428.
[2] Arranz. Typicon. P. 129.
[3] Vat. gr. 1613. Fol. 426.
[4] РНБ. O. I. 58. Л. 105.
[5] ГЭ и ВГИАХМЗ.
[6] УКМ.
[7] См. разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22).