Фома Дефуркин, Вифинский (X в.), игумен, преподобный.
Память 10 декабря.
Преподобный Фома Дефуркин [1] родился в поселении у подножия Киминской горы в Вифинии. С юных лет полюбил иноческое житие и ушел в один из окрестных монастырей. К тому времени, когда византийский сановник Галоликт основал монастырь на реке Сагарисе [2], преподобный Фома был уже опытным иноком, и братия избрала его настоятелем новой обители.
Отсюда преподобный Фома удалился в пустыню, где долго подвизался в отшельничестве. Многие козни диавола претерпел преподобный в уединении. Господь прославил Своего угодника даром исцелений и прозорливости. Однажды император Лев VI Мудрый (886 - 911 гг.) прибыл в обитель к святому Фоме за советом. Не найдя преподобного в обители, император отправил к нему своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему запечатанный ответ, разрешивший сомнения императора [3].
Затем преподобный вновь удалился в пустыню, где впоследствии мирно скончался.
Использованные материалы
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life3097.htm
- История Византии, т.2, ч.2, гл.5 \\Академик Сказкин С.Д. (отв.редактор) - Москва: Наука, 1967 - с.472
- Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής ("Православный Месяцеслов") (греч.):
[1] Приводимая иногда трактовка эпитета Дефуркин (Δεφουρκινός) как «праведный» не очевидна. Можно добавить, что помимо очень вероятного топонимического происхождения, в его основе может лежать и некое слово (заимствование), известное вторгшимся через триста лет после описываемых событий в Анатолию ордам турок, арабов и персов (говорившим, соответственно, на тюрском, семитском арабском и индоевропейском персидском языках, смесь которых и стала впоследствии «старотурецким», официальным языком Османской империи) как «текфур» – именно так они называли византийских административных и военных чиновников, хотя в самой Византии того времени использовался термин «авфент» (αὐθέντης «вельможа, владетель, господарь», искаженное впоследствии в знамениое турецкое «эфенди»). Термин, известный позднее как «текфур», мог войти в оборот в западных областях империи в результате усилившихся контактов с Востоком – как из-за увеличивающегося под давлением арабов потока мигрантов-православных христиан с восточных границ империи (в значительной части говоривших на семитском арамейском языке сирийцев), так и возвращающихся с восточного фронта ветеранов
[2] О местоположении монастыря именно на Киминской горе см. H. Gregoire. Thomas Dephourkinos du monastere de Kyminas et le quatrieme mariage de Leon le Sage.— Byz., XXXII, 1962
[3] История с написанием ответа императору Льву без вскрытия письма самого императора произошла, вероятно, в трудный для императора период 906-907 г.г. – во время или непосредственно после подавления мятежа одного из виднейших византийских полководцев Андроника Дуки, которого тайно поддерживал Константинопольский патриарх Николай Мистик, наложивший на императора Льва, вступившего в неканонический четвертый брак, епитимию в форме запрета входить в церковь и после этого лично выходивший преградить императору дорогу в константинопольские храмы. Именно вопрос оправдания четвертого брака, в частности, и поиск союзников среди духовенства, в общем, и были теми «сомнениями», которые разрешил, скорее всего негативно для императора, прп. Фома.