Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РАДЕГОНДА ТЮРИНГСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святая Радегонда
Святая Радегонда
Радегонда или Радегунда Тюрингская (Radegund, Radegunde) (518 - 587), королева франков, святая.

Память 13 августа

Дочь короля Бертахара, одного из трех правителей, деливших между собой королевство Тюрингия, святая Радегонда родилась в 518 году в Эрфурте. После убийства своего отца и из-за захвата королевства ее дядей Герменфредом, она была воспитана при дворе последнего. Короли Франков, Теодорих и Хлотарь, сын Хлодвига, настойчиво подбиваемые Герменфредом на подавление мятежа, поднятого его братом, захватили Тюрингию и разделили членов королевской семьи в качестве трофеев. Восьмилетняя Радегонда досталась Хлотарю, королю Суассона, печально знаменитому своей разгульной жизнью, который вознамерился взять ее в жены, когда ее образование будет завершено.

Она получила высококлассное литературное образование, редкое по тем временам, в особенности для женщин, на королевской вилле Атье в Вермандуа. Будучи еще ребенком, она вела молитвенную жизнь и имела обыкновение собирать всех бедных детей и, заставив их умыться, она прислуживала им за столом, после чего они сообща шествовали в молельню. Прошло почти пять лет, и овдовевший к тому времени Хлотарь вызвал красивую пленницу в свой двор. Пришедшая в ужас Радегонда бежала, но была вскоре поймана и немедленно доставлена в Суассон, где и состоялось бракосочетание. Положившись на Промысел Божий, она стала преданно исполнять свои обязанности супруги и королевы, не отделяясь, тем не менее, от Царя Небесного: "Христос был ее уделом куда более, чем брак человеческий", - писал биограф. Она посвящала милостыне большую часть своего времени, отдавая свои украшения церквям и монастырям, и раздавая все вплоть до своих одежд нуждающимся. Она воистину видела Христа в нищих, чью наготу она покрывала, и смотрела на всякое нерозданное добро, как на потерянное.

В предоставленном ей королем городе Атье, она основала больницу, где она служила самым бедным и обездоленным. При дворе она носила грубую власяницу под своими королевскими одеждами, и когда она принимала участие в банкетах, то просила подавать себе блюдо бобов или чечевицы. Как только приходил час богослужения, она находила повод, чтобы оставить стол. Ночью она оставляла свое королевское ложе ради продолжительной молитвы. Королю говорили: "Ты женился на монашке, а не на королеве!". Хлотарь раздражался таким поведением и осыпал свою супругу упреками; но под впечатлением от ее святости, он пытался затем возмещать свои оскорбления подарками или помилованием приговоренных к смерти.

Брат королевы, вовлеченный в бунт в Тюрингии, был казнен по приказу Хлотаря в 555 г. Святая Радегонда, испытывая от этого невыносимую печаль и не желая продолжать вести супружескую жизнь с убийцей своего брата, получила от Хлотаря согласие на то, чтобы посвятить себя полностью Богу.

Когда она обратилась к святому Медарду, епископу Нуайонскому, епископ вначале заколебался, опасаясь оказаться отстраненным от алтаря теми, кто хотел помешать королеве принять постриг. Тогда Радегонда укрылась в ризнице, где облачилась в монашеские одежды. Вновь появившись перед епископом, она сказала: "Если ты сомневаешься в том, чтобы меня рукоположить, и если ты боишься человека больше чем Бога, так знай же, пастырь, что с тебя спросят отчет за душу твоей овцы". Тогда святой Медард Нуайонский возложил на нее руки, дабы посвятить ее в диакониссы. Тотчас, раздав свое добро, святая уехала в Тур, чтобы поклониться там могиле святого Мартина. Она основала там мужской монастырь, после чего вернулась в свою виллу в Сэ с небольшой группой своих последовательниц, ставших ее ученицами.

Со дня своего рукоположения до самой смерти, Радегонда не вкушала ничего кроме сырых овощей и плодов. Во время поста каждые четыре дня она сама дробила каменным жерновом зерно, которое служило ей пищей, делая после этого то же самое для соседей. Всегда в ровном настроении, и в радости, и в печали, королева делала себя служанкой для всех, в особенности для нищих и обездоленных, которых она ежедневно принимала у себя за столом и которых она мыла своими руками. Когда появлялись прокаженные, она их принимала в стороне и без свидетелей, она омывала им лицо, которое обнимала с любовью, она заботилась об их гнойных ранах, затем она их отправляла с подарками.

Когда слухи о том, что Хлотарь вознамерился возобновить супружескую жизнь дошли до Сэ, Радегонда удвоила посты и молитвы и стала настойчиво просить о заступничестве отшельника Жана из Шинона, который ей ответил, что Бог не позволит королю осуществить его планы. Избежав этой опасности, святая решила основать монастырь, который ее оберегал от новых посягательств короля и был устроен наилучшим образом, по традициям святых отцов. Она решила основать этот монастырь в Пуатье, под покровительством святого Илария. Хлотарь дал согласие на его создание и даже взял на свое попечение его строительство и содержание его общины.

Сооружение было закончено довольно быстро, и святая Радегонда обосновалась там со своей общиной, которая в конце ее жизни составляла порядка двухсот верующих, происходящих в большинстве своем из наиболее благородных семей королевства. Основательница, духовная мать и образец добродетели для общины, Радегонда между тем по скромности отказалась быть старшей, и она возложила эту ответственность на Агнессу, свою наиболее близкую ученицу и подругу детства. Узнав, что Хлотарь возобновил свои намерения по случаю паломничества в Тур, она стала настойчиво просить защиты у святителя Германа, епископа Парижского, который сопровождал правителя. Епископ пал в ноги Хлотарю пред могилой святого Мартина, и Хлотарь уступил. Епископ Герман отправился в Пуатье, чтобы лично донести туда эту новость. Он же рукоположил Агнессу в игуменью.

Вольная отныне следовать за Христом, Которого она любила, Радегонда устремилась от всей своей души вслед за ним, не будучи отвлечена материальными хлопотами. В то же время озабоченная тем, чтобы дать своему монастырю устав, она провела в сопровождении Агнессы несколько месяцев в Арле. Там в монастыре, основанном святым Сезэром, был устав, который представлял собой разумную адаптацию к условиям городской монашеской жизни и к женскому темпераменту опыта, накопленного в монашеских центрах Востока и Запада на протяжении двух веков.

В течение первых лет отношения общины святой Радегонды с епископом Пуатье отличались любовью и взаимоуважением, но они ухудшились при епископе Мэрове, который обиделся на духовное влияние святой на епархию. Напряжение достигло высочайшей точки, когда Радегонда получила от императора Юстина в качестве дара частицу Животворящего Креста Господня (568). Епископ, раздраженный тем, что не оказался причастным к этому событию, отказался встречать величайшую реликвию и исчез. Помещенный предварительно в монастырь Тура, Святой Крест был принесен в Пуатье 19 ноября, где его приветствовало все население, которые пели гимны, сложенные по этому случаю святым Венанцием Фортунатом. Святой Крест был помещен в монастырь, который стал с тех пор носить имя Святого Креста [1].

Обратившись к епископам, собравшимся в Туре на церковном соборе, святая Радегонда получила для своего монастыря привилегии, который защищали его от вмешательства гражданских и церковных властей, не ставя снова под вопрос канонической юрисдикции местного Епископа.

Святая Радегонда не принимала иной милости кроме как быть первой в служении другим сестрам. Она чистила и умащала их обувь, когда они спали; она подметала коридоры, стирала и чинила грязное белье, убирала нечистоты, поддерживала огонь, служила больным. И когда она возвращалась в свою келью, падая от усталости, то это делалось для продолжения молитвенного бдения. Обращаясь к сестричеству, она говорила: "Я вас выбрала в качестве своих дочерей, вы мой свет, вы моя жизнь, вы мой отдых и все мое блаженство, вы моя молодая поросль. Не давайте себе покоя вместе со мной в этом мире, чтобы приготовить себе радость в другом. Давайте будем служить Богу со всей Верой и со всем милосердием, давайте будем искать Его со страхом, в простоте нашего сердца, чтобы мы смогли сказать ему с уверенностью: "Господи, воздай нам то, что нам причитается по делам нашим…".

Милосердие их распространялось не только на жителей городка, но и на все королевство, и она молила Бога, обливаясь слезами, чтобы он даровал примирение наследникам Хлотаря, “чтобы обеспечить спасение народов и Родины".

Святая королева прославилась многочисленными чудесами. Она возвращала зрение слепым, изгоняла демонов, и было достаточно дать больным листьев или свечу, которые она благословила, чтобы им возвратилось здоровье. По ее молитвам вернулась к жизни молодая монахиня. Поэтому ее могли сравнивать со святым Мартином, великим чудотворцем.

Почитавшаяся святой еще при жизни Радегонда в возрасте лет шестидесяти обрела от Христа видение, в котором ей было показано то место, которое для нее было предназначено на небе. Она упокоилась с миром несколькими днями позже, 13 августа 587 г. В отсутствие епископа Мэрове, похороны возглавил Григорий, епископ Турский. Почитание святой Радегонды, одной из наиболее ярких фигур французской святости, затем широко распространилось в остальной Европе.

Монахини Пуатье, обитающие нынче в Коссонньер (Cossonniere), коммуна Сан-Бенуа-де-Кине (Saint-Benois-de-Quineay) в шести километрах от прежнего монастыря, бережно сохраняют некоторые вещи, относящиеся к жизни Святой.

Крест святой Радегонды
Крест святой Радегонды
Прежде всего, это ставротека, реликварий монастыря Святого Креста. Он представляет собой небольшую шкатулку, дно которой покрыто эмалью, на золотом основании (5,7 см на 6 см), которое разделено по центру Святым Древом окруженному прозрачными зелеными эмалями. Пять перевязанных частичек образуют дважды пересеченный крест на поле эмалированной пластинки глубокого синего цвета с тончайшими проблесками золота, из которых исходят мельчайшие золотые капельки, стягивающие многоцветные эмали. Бирюзовая эмаль выделяет кривую некоторых проблесков, к которой прикреплены темно-зеленые цветочки о трех лепестках. Среди красных капелек, разбросанных по эмали, выделяются четыре красных гвоздя, расположенных у основания Креста. Они воспроизводят гвозди распятия, воспетые Фортунатом. Что касается частиц реликвии в виде дважды пересеченного креста, они представляют собой наиболее древний из известных примеров. Эта эмалированная пластина прежде находилась в маленькой коробочке, которая исчезла в 1792 году, так же как и большая золотая рака, в которой он находился.

В монастыре также сохраняется подголовник, который называется пюпитром святой Радегонды и представляет собой пасхального Агнца, расположенного между двумя слоистыми разновысокими стволами. Этот подголовник вне сомнения был изготовлен под руководством святой Радегонды.

Другое наследие святой – бронзовый крест, называемый крестом Радегонды, размером 0,113 м на 0,110 м. Контуры этого креста Меровингов несут на себе потертости от рук. Его часто помещали в изголовье больных из Пуатье, как принадлежавший святой и как несущий в себе заряд ее милостей и благословения.

Мощи Святой Радегонды пребывают во Франции, в граде Пуатье, в храме, освященном в ее честь, расположенном по адресу

  • 1 rue Sainte-Croix, 86000 Poitiers
  • Tél: 05.49.41.23.76
  • Fax: 05.49.60.78.16.

Примечание: Фотография Святого Креста - дар монахинь из помянутого монастыря.

Литература

  • Григорий Турский, "История франков".

Использованные материалы



[1]  О перенесении частицы Креста Господня в Пуатье и о жизни святой Радегонды читай также статью Веры и Максима Массалитиных на http://www.pravoslavie.ru/put/061202060000

Редакция текста от: 07.08.2010 08:42:47

"РАДЕГОНДА ТЮРИНГСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google