Березкин Иван Михайлович, 1937 г. |
Родился 13 апреля 1882 года в селе Орлово, Московского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Ивановича Берёзкина и Веры Васильевны, урождённой Карцевой.
В августе 1893 года закончил одноклассную церковно-приходскую школу при Троицкой церкви в селе Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии, в которой служил диаконом его отец.
В 12 лет мальчик осиротел, и его второй семьёй стала семья фаустовского священника Александра Григорьевича Зверева, настоятеля Троицкой церкви.
Обучался в Московском Донском духовном училище и в Московской Духовной семинарии.
В 1907 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Кандидатская работа была посвящена разбору богословских сочинений французского учёного А.Зинэ.
Женился на Любови Александровне Зверевой, дочери о. Александра Григорьевича Зверева (его опекуна).
29 декабря 1907 года был рукоположен в сан священника епископом Белгородским Иоанникием (Ефремовым).
Определен служить в Белгородской Свято-Евгениевской церкви при мужской гимназии. Одновременно преподавал Закон Божий в Белгородской ЕКВ Герцога Эдинбургского мужской гимназии, с 1 января 1908 года и в старших классах женской гимназии.
С сентября 1909 года начинает служить в Николаевской церкви при мужской гимназии в городе Серпухове Московской губернии, одновременно являясь учителем в Александровской мужской гимназии.
Березкин Иван Михайлович с семьёй |
С января 1914 года становится законоучителем в мужской гимназии города Егорьевска Московской губернии. Служил в домовой церкви при гимназии. Также преподавал в мужской и женской прогимназиях города Егорьевска. Участвовал в выпуске листков "Се стою у двери и стучу", которые выпускал о. Николай Зверев. В годы Первой мировой войны (с 1914) гимназическая церковь стала полковой, она была приписана к 139 Моршанскому запасному пехотному полку (с 9 октября 1914), и таким образом о. Иоанн стал полковым священником, а также был избран членом совета Братства святого Великомученика и Победоносца Георгия (с 9 июня 1914). У батюшки появился денщик, который выполнял обязанности, связанные с благоустройством храма.
28 мая 1916 года был назначен на штатную должность священника 80-го запасного пехотного полка.
8 ноября 1916 года назначен благочинным церквей и духовенства 10-й пехотной запасной бригады.
В 1918 году его должность упразднили, и он остался без работы, а семья без средств к существованию. Семья переехала в село Фаустово в дом к матери Любови Александровны. При переезде была начисто ограблена квартира в Егорьевске. Начались гонения на Церковь. О. Иоанн остался без прихода, и семья страшно голодала. Наступил момент, когда было нечем кормить детей, и матушка поседела за одну ночь. Ей пришлось оформить гражданский развод с батюшкой, чтобы получить место учительницы начальных классов в одной из окрестных деревень в 10 км от дома. Таким образом матушка спасла семью от голодной смерти. С тех пор она учительствовала вплоть до выхода на пенсию...
В 1919 году получил место священника в храме при Шереметьевской больнице в Москве. Он служил в больничном храме и жил в больничной палате, был избран председателем приходского Совета. Семья оставалась в селе Фаустово. В 1920 году был назначен преподавателем Пастырско-Богословских курсов. В начале НЭПа семья о. Иоанна перебралась в Москву. Церковь при больнице была небольшая и практически без прихода: медперсонал больницы состоял из "бывших" людей - либо дворянского происхождения, либо жён и дочерей крупных чиновников. Чтобы собрать средства, заплатить налоги и избежать закрытия церкви, совершались особо торжественные службы, причём неоднократно в этом храме служил Святейший Патриарх Тихон. В церкви Шереметьевской больницы о. Иоанн прослужил до ноября 1925 года, до самого её закрытия.
В 1920-е гг. о. Иоанна вызвали на Лубянку и предложили перейти в обновленчество, "за которым - будущее". Одним из главных аргументов были дети: "подумайте, что с ними будет...". Но о. Иоанн категорически отказался.
В ноябре 1925 года приходская община вместе с о. Иоанном была причислена к Вознесенской церкви в Варсонофьевском переулке в Москве. Он сначала был назначен митрополитом Петром сверх штата, а в 1926 году приходской совет Сретенского сорока и прихожане избрали батюшку настоятелем этой церкви.
6 июля 1926 года возведен в сан протоиерея митрополитом Михаилом (Ермаковым) в церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери у Никольских ворот.
Далее о. Иоанн служил в церкви Троицы в Листах и священномученика Панкратия.
13 мая 1929 года был вызван в Народный суд Бауманского района в качестве ответчика о невыплате налога.
С 26 августа 1929 года служил вторым священником в церкви Николая Чудотворца в Звонарях.
После ареста о. Александра Зверева (14 февраля 1933) о. Иоанн стал исполнять обязанности настоятеля.
В 1934 году церковь закрыли, а о. Иоанна сослали в Рузу, "на 101-й км".
В Рузе служил в Дмитриевской церкви (кладбищенской). Жил в церкви в каморке на колокольне. Как-то во время совершения Литургии в храм ворвались безбожники. Они прошли в алтарь, избили о. Иоанна так, что он упал, схватили с Престола священные сосуды, в том числе и Потир со Святыми Дарами, и убежали. Когда о. Иоанн пришёл в себя, то попросил всех находившихся в храме прихожан начать искать Святые Дары, которые хулиганы, наверное где-то вылили из Потира. Одна из прихожанок увидела между могил горящий костёр, когда вместе с батюшкой все подошли ближе, то там, где видели пламя костра, обнаружили вылитые на землю Святые Дары.
В 1936 году о. Иоанн вызывался свидетелем относительно подчиненного ему, как благочинному, священника, и показал все, что требовал от него следователь. На вопрос следователя, какие взгляды у арестованного НКВД священника на советскую власть и ее политику, отец Иоанн ответил, что арестованный священник настроен антисоветски и предъявлял к прихожанам требования, направленные против законов советской власти. Свои показания отец Иоанн подтвердил и на очной ставке. Обвиняемый священник был приговорен к трем годам ссылки [1].
В 1937 году, сразу после совершения Литургии, о. Иоанн был арестован и помещен в Можайскую тюрьму.
Березкин Иван Михайлович. 1938 |
Был этапирован в Безымянлаг Самарлага НКВД СССР, куда прибыл 27 декабря 1937 года. Работал на строительстве Куйбышевской ТЭЦ разнорабочим.
15 августа 1942 года поступил в лазарет на лечение.
Скончался 22 сентября 1942 года. Диагноз врачебной комиссии - декомпенсированный (очень тяжёлый, не подлежащий лечению) порок сердца, пеллагра III степени. Сведений о месте захоронения не имеется.
Награды
- набедренник (1 мая 1912)
- скуфья (21 июля 1914)
- камилавка (8 июня 1916, за заслуги по военному ведомству)
- наперсный крест (22 апреля 1924)
- палица (1929)
- митра (1931)
Использованные материалы
- Жизнеописание прот. Иоанна Березкина на сайте о Фаустовских новомучениках
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Игумен Дамаскин (Орловский). Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников российских. Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 24 января 2012 года - http://www.fond.ru/index.php?menu_id=394&menu_parent_id=358&...183