| Княгиня Ирина. Фрагмент ктиторской фрески Софийского собора в Киеве (1040-е гг.) по рисунку Абрахама ван Вестерфельда (1651) |
Долгое время было принято считать её одним лицом с благоверной княгиней Анной Новгородской (см.).
Старшая дочь святого мученика Олафа (Улофа) III Шётконунга, короля Шведского (994-1022 г.), прозванного "всехристианнейшим королём".
В 1008 году король, его семья и дружина приняли святое крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов, и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают её ум, смелость, большое влияние на окружающих.
В 1019 году по воле отца вышла замуж за того, "кто был достоин его дружбы" - князя Новгородского Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (ныне село Старая Ладога).
Став великой княгиней Киевской и приняв в Православии имя Ирина, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наёмная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык, и уступил брату.
Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.
Ирина оказала большое влияние на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Железнобокого, Эдмунда Этелинга и Эдуарда Изгнанника, а также норвежского принца Магнуса Доброго. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки, и в этом была немалая заслуга великой княгини.
Уже при жизни прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион Киевский в своём знаменитом "Слове о законе и благодати" пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру - крестителю Руси: "Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!"
Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны её сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский.
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере "книжности". Летописец сообщает, что Ярослав "насеях книжными словесы" сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна - французской, Мария - венгерской, Елизавета - норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей святой покровительницы - великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нём, но и управлять им.
В "Повести временны́х лет" сообщается, что в 6558 (1050/1051) году "преставися жена Ярославля княгыни" (в Ипатьевской летописи: "февраля в 10") [1]. Она изображена на ктиторской фреске 1040-х годов в киевском Софийском соборе.
В агиографической литературе Ингигерда-Ирина, часто отождествляемая с первой супругой князя Ярослава, безосновательно называется святой [2].
При вскрытии раки Ярослава Мудрого в киевском Софийском соборе в 1939 году наряду с мужским скелетом, по всей вероятности принадлежавшим Ярославу, был обнаружен также женский, который есть все основания считать останками Ирины [3].
Литература
- Корпела Ю. Святая Анна Новгородская : факт и правда в истории / пер. с англ. П. С. Стефанович // Российская история. 2009. N3, с. 107-116:
Использованные материалы
- Страница календаря портала Православие.Ru:
- Страница портала "Русское Православие":
- Страница календаря официального сайта Русской Православной Церкви:
- Ingegerd Olofsdotter of Sweden // Портал "The Courts of Russian princesses of the XI-XVI centuries"_":
- Назаренко А. В., "Ирина [Ингигерд] († 10.02.1051)" // Православная энциклопедия, т. 26, с. 386-387 (использовано частично):
- https://www.pravenc.ru/text/673959.html (опубликовано: 29 февраля 2016 г.)
- Назаренко А. В., Столова Г. Р. "Анна († 1018 ?), св. блгв. кнг." // Православная энциклопедия, т. 2, с. 452-453 (использовано частично):
- https://www.pravenc.ru/text/115550.html (опубликовано: 25 сентября 2008 г.)
[1] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155; Т. 2. Стб. 143.
[2] Назаренко А. В., "Ирина [Ингигерд] († 10.02.1051)" // Православная энциклопедия, т. 26, с. 386-387, https://www.pravenc.ru/text/673959.html.
[3] Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд. Доклад на секции дофеодальной и феодальной Восточной Европы 24 апреля 1940 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Вып. 7. М.; Л., 1940. С. 64-66 - https://arheologija.ru/ginzburg-ob-antropologicheskom-izuche...rd/