Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИНГИГЕРДА ОЛАФОВНА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Княгиня Ирина. Фрагмент ктиторской фрески Софийского собора в Киеве (1040-е гг.) по рисунку Абрахама ван Вестерфельда (1651)
Княгиня Ирина. Фрагмент ктиторской фрески Софийского собора в Киеве (1040-е гг.) по рисунку Абрахама ван Вестерфельда (1651)
Ингигерда, дочь Олафа, в крещении Ирина (швед. Ingegerd Olofsdotter; 1001 - 1050/1051), княгиня, вторая супруга благоверного великого князя Ярослава Мудрого и мать благоверного князя Новгородского Владимира Ярославича

Долгое время было принято считать её одним лицом с благоверной княгиней Анной Новгородской (см.).

Старшая дочь святого мученика Олафа (Улофа) III Шётконунга, короля Шведского (994-1022 г.), прозванного "всехристианнейшим королём".

В 1008 году король, его семья и дружина приняли святое крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов, и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают её ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1019 году по воле отца вышла замуж за того, "кто был достоин его дружбы" - князя Новгородского Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (ныне село Старая Ладога).

Став великой княгиней Киевской и приняв в Православии имя Ирина, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наёмная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык, и уступил брату.

Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

Ирина оказала большое влияние на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Железнобокого, Эдмунда Этелинга и Эдуарда Изгнанника, а также норвежского принца Магнуса Доброго. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки, и в этом была немалая заслуга великой княгини.

Уже при жизни прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион Киевский в своём знаменитом "Слове о законе и благодати" пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру - крестителю Руси: "Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!"

Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны её сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский.

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере "книжности". Летописец сообщает, что Ярослав "насеях книжными словесы" сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна - французской, Мария - венгерской, Елизавета - норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей святой покровительницы - великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нём, но и управлять им.

В "Повести временны́х лет" сообщается, что в 6558 (1050/1051) году "преставися жена Ярославля княгыни" (в Ипатьевской летописи: "февраля в 10") [1]. Она изображена на ктиторской фреске 1040-х годов в киевском Софийском соборе.

В агиографической литературе Ингигерда-Ирина, часто отождествляемая с первой супругой князя Ярослава, безосновательно называется святой [2].

При вскрытии раки Ярослава Мудрого в киевском Софийском соборе в 1939 году наряду с мужским скелетом, по всей вероятности принадлежавшим Ярославу, был обнаружен также женский, который есть все основания считать останками Ирины [3].

Литература

Использованные материалы



[1]  ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155; Т. 2. Стб. 143.

[2]  Назаренко А. В., "Ирина [Ингигерд] († 10.02.1051)" // Православная энциклопедия, т. 26, с. 386-387, https://www.pravenc.ru/text/673959.html.

[3]  Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд. Доклад на секции дофеодальной и феодальной Восточной Европы 24 апреля 1940 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Вып. 7. М.; Л., 1940. С. 64-66 - https://arheologija.ru/ginzburg-ob-antropologicheskom-izuche...rd/

Редакция текста от: 31.08.2025 14:32:27

"ИНГИГЕРДА ОЛАФОВНА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google