Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АННА НОВГОРОДСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блгв. Анна Новгородская. Икона (авт. монахиня Иулиания (Соколова). Сергиев Посад. 1970-е гг.)
Блгв. Анна Новгородская. Икона (авт. монахиня Иулиания (Соколова). Сергиев Посад. 1970-е гг.)
Анна Новгородская (+ ранее 1019), супруга киевского кн. Ярослава Мудрого, благоверная княгиня

Память 10 февраля и в Соборе Новгородских святых

Анна предположительно является первой супругой киевского кн. Ярослава Мудрого. Ее имя сохранилось только в новгородском предании, поскольку рака с мощами Анны, видимо, всегда находилась в соборе Софии Святой в Великом Новгороде.

Вслед за Н. М. Карамзиным часто считают, что Анна - имя, принятое в монашестве хорошо известной по русским и скандинавским источникам женой Ярослава Мудрого шведской принцессой Ингигерд, в Православии Ириной. Согласно этой версии, Ингигерд-Ирина была матерью святого Владимира Ярославича, князя Новгородского, старшего сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Ингигерд пришла из Киева к своему сыну в Новгород, где пользовалась всеобщим уважением и умерла, как и её сын, в 1051 году, приняв постриг перед смертью с именем Анна [1]. Е. Е. Голубинский считал, что Анна умерла в 1050 году, а Владимир - только 4 октября 1052 года [2].

Однако существуют серьезные возражения против отождествления Анны и Индигерд. На Руси обычай принимать постриг перед кончиной в княжеских семействах отмечен только с рубежа ХII-ХIII веков [3]. Ни один из источников не содержит указаний на то, что Ингигерд-Ирина скончалась в Новгороде, а утверждение, что она жила там вместе со своим благочестивым сыном, не опирается на фактические данные [4]. Кроме того, сохранилось захоронение Ингигерд-Ирины в киевском соборе Св. Софии, в саркофаге Ярослава.

На Ингигерд Ярослав женился в 1019 году, в возрасте 40 лет, однако по-видимому он уже был женат до этого брака. О жене Ярослава упоминает немецкий хронист Титмар Мерзебургский, сообщая, что в 1018 году, когда войска польского князя Болеслава Храброго и Святополка заняли Киев, "uxor regis" (жена короля) была в городе. Больше он ничего не говорит о ней, зато рассказывает, что одну из дочерей Владимира, то есть сестёр Ярослава, Болеслав взял себе в наложницы и увёз в Польшу [5]. В свою очередь, Ярослав захватил жену Святополка, дочь Болеслава, и увёз её в Новгород, где она, вероятно, и умерла, хотя отец пытался её освободить [6]. Можно предположить, что Болеслав захватил также и жену Ярослава и пытался использовать её как заложницу для обмена на дочь в переговорах с Ярославом. Однако в этом случае надо думать, что она умерла в Киеве, за тысячу вёрст от Новгорода [7]. В этом случае перенесение её тела в Новгород представляется нереальным и бессмысленным: Ярослав по окончании войны со Святополком в 1019 году остался в Киеве [8], где в это время княжеской усыпальницей служила Десятинная церковь.

Известно, что у Ярослава было девять детей и восемь из них: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав, Анна и Елизавета, по-видимому, были от Ингигерд. Старший сын Ярослава Илья, умерший в 1020 году, по Соловьеву [9], был уже в 1019 году в таком возрасте, что мог быть посажен на столе Новгородском. Немного выше, в том же примечании мы читаем, что „Владимир, старший сын Ярослава [от Ингигерд] родился в 1020 году, но Ярославу было тогда около 40 лет; не может быть, чтобы он не был женат до Ингигерд, ясно, что Илья был от первого брака…” [10].

В 1930-е годы В. В. Гинзбург, исследовавший останки святой Анны в Новгороде, пришёл к заключению, что они принадлежат женщине европеоидной расы, умершей в возрасте около 30-35 лет в XI-XII веках. Таким образом, они не могут иметь отношения к Ингигерд, которая умерла в 1050 году, прожив 30 лет после рождения первого ребёнка, значит, будучи в возрасте не менее 45 лет, а скорее более 50. Гинзбург идентифицировал мощи в раке как останки первой жены Ярослава и предположил, что её и могли звать Анной [10]. Большинство современных авторов согласны с этим заключением [11].

В докладе Гинзбурга об останках Анны отмечается, что они "представляют мумифицированный труп с довольно плохо сохранившимися мягкими тканями. Череп совсем обнажен от мягких тканей. Судя по обнаженной правой бедренной кости, можно предположить, что эта особа была довольно грацильная [некрупная, изящная - ред.], о чем говорят и слабо выраженные на кости места прикрепления мышц. Однако рост ее, вычисленный по Пирсону, для женщины также довольно высок (около 161 см)". Гинзбург также исследовал женские останки из киевского саркофага Ярослава и пришел к заключению, что они принадлежат женщине около 50-60 лет, что вкупе с северным типом черепа соответствует предположению, что это могла быть Ингигерд [10].

История почитания

Свт. Николай Чудотворец Дворищенский, с предстоящими блгв кн. Мстиславом и кнг. Анной Новгородскими. Новгородская икона (1-я треть XVIII в.). Музей "Дом Иконы и Живописи имени С. П. Рябушинского", Москва
Свт. Николай Чудотворец Дворищенский, с предстоящими блгв кн. Мстиславом и кнг. Анной Новгородскими. Новгородская икона (1-я треть XVIII в.). Музей "Дом Иконы и Живописи имени С. П. Рябушинского", Москва
В 1439 году состоялась местная канонизация Анны в числе других Новгородских святых. В "Новгородской первой летописи" [12] сказано, что в этом году Новгородский святитель Евфимий II установил "память творити" новгородскому князю Владимиру Ярославичу и его матери, не названной по имени, "на всякое лето месяца октября в 4", т. е. в день кончины Владимира. Более подробно о канонизации с упоминанием Анны рассказывается в "Сказании об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского". Таким образом, к 1439 году в Новгороде уже сложилась местная традиция считать Анну матерью князя Владимира Ярославича - первого сына Ярослава Мудрого и Ингигерд-Ирины, родившегося в 1020/1021 году. Вероятно, эта традиция объясняется многовековым соседством в новгородском Софийском соборе погребений Анны, супруги Ярослава, и Владимира, сына Ярослава. В 1439 году архиепископ Евфимий перенёс мощи Владимира, основателя собора, и Анны из Рождественского придела в западную Корсунскую паперть, поместив их в деревянные позолоченные, расписанные раки и положив на них покровы, а также установил праздник в их честь 4 октября [2]. Память благоверного князя Владимира и сегодня празднуется Русской Церковью 4 октября.

Имя княгини Анны упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 года о поминании государевых прародителей. В Чиновнике Софийского собора середины XVII века помещён чин совершения панихид у гробов основателей собора. В "Описании новгородской святыни" протоиерея Максима 1634 года сообщается, что от нетленных мощей князя Владимира и Аны происходят исцеления; там же указано, что отдельных служб основателям собора не установлено. Память Анны отмечена в "Описании о российских святых" после памяти святого князя Владимира Ярославича: "Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве".

13 августа 1654 года Новгородский митрополит Макарий III перенёс мощи святых Владимира и Анны из Корсунской паперти в центральную часть собора, мощи княгини положили в новой каменной гробнице с левой стороны от входа, над обеими гробницами были построены каменные своды. Впоследствии мощи неоднократно переносились, в конце XIX века они были поставлены в арке, отделяющей центральное пространство собора от Мартириевской паперти. На начало XX века мощи благоверной княгини Анны открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. После революции 1917 года они были отняты у верующих. В 1991 году городской музей возвратил их Церкви. Ныне мощи преподобной Анны Новгородской почивают в Новгородском Софийском соборе.

На древних иконах святой Анны, которые на начало XX века хранились в Новгородском архиерейском доме, было изображено её имя под 5 сентября и 4 октября. Дата памяти святой Анны 10 февраля происходит, очевидно, из летописи: к этому дню (под 6558 (1050) годом) Софийская первая и Воскресенская летописи, опубликованные в середине XIX века, относят смерть матери Владимира Ярославича [13]. Праздник в честь святой Анны 10 февраля появляется в официальных церковных календарях только с 1880-х годов [14]. На сегодняшний день именно эта память княгини Анны - единственная в месяцеслове Русской Православной Церкви.

В Минее-февраль издания Московской патриархии под 10 числом помещены тропарь и кондак благоверной Анне. Тропарь составлен, исходя из представления о ней как об Ингигерде:

"От за́пада возсия́вши, я́ко звезда́ небосве́тлая,/ прия́ти Правосла́вную ве́ру сподо́билася еси́, /в не́йже плод благосла́вный Ру́сской земле́ прине́сши,/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ моли́ изба́вити Вели́кий Но́вград и всю зе́млю Ру́сскую/ от вся́ких бед и обстоя́ний,// и всем нам спасти́ся".

В тексте службы Собору Новгородских святых Анна упоминается в 5-м тропаре 5-й песни канона утрени:

"Возлете́ла еси́, я́ко голуби́ца чи́стая,/ к Жениху́ Христу́ своему́ ца́рствовати на Небесе́х,/ благове́рная княги́не А́нно,/ моли́ о чту́щих тя" [15].

Молитвословия

Кондак, глас 4

Днесь в све́тлой па́мяти твое́й/ Вели́кий Но́вград весели́тся,/ созыва́я всех ве́рных све́тло пра́здновати па́мять твою́,/ и мы ны́не, духо́вно ликовству́юще,/ ра́достно сла́вим тя и мо́лим:/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ моли́ изба́вити Вели́кий Но́вград и всю зе́млю Ру́сскую/ от вся́ких бед и обстоя́ний,// и всем нам спасти́ся,.

Использованные материалы

  • Назаренко А. В., Столова Г. Р. "Анна († 1018 ?), св. блгв. кнг." // Православная энциклопедия, т. 2, с. 452-453:
  • Корпела Юкка. Святая Анна Новгородская : факт и правда в истории / пер. с англ. П. С. Стефанович // Российская история. 2009. № 3, с. 107-116:
  • Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд. Доклад на секции дофеодальной и феодальной Восточной Европы 24 апреля 1940 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Вып. 7. М.; Л., 1940. С. 64-66
  • Минея-февраль, изд. МП, с. 333:



[1]  Бухарев Иоанн, прот. Жития всех святых, празднуемых Православной греко-российской Церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. - СПб., 1996 (репринт 3-го изд.: М., 1900). С. 564-565, https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/zhitija-vseh-svjatyh...0_5 (4 октября).

[2]  Голубинский Е.Е. История канонизации святых русской церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 73.

[3]  ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414

[4]  Корпела Ю. Святая Анна Новгородская : факт и правда в истории / пер. с англ. П. С. Стефанович // Российская история. 2009. № 3, с. 109.

[5]  Korpela J. Beitrage zur Prosopographie und Bevolkerungsgeschichte der Kiever Rus' bis zum Tode von Vladimir Monomah (=Studia Historica Jyvaskylaensia 54). Jyvaskyla, 1995, Nr. 714. S. 20.

[6]  Die Chronik des Bischofes Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Uberarbeitung. Herausgegebn von Robert Holtzmann // Monumenta Germaniae Historica Scriptores rerum Germanicarum. Nova series. T. IX. Hannoverae, 1935. IV. 58 (IV. 37), VII. 72 (VII. 52), VIII. 33 (VIII. 16). Cp.: Korpela J. Beitrage zur Prosopographie und Bevolkerungsgeschichte der Kiever Rus' bis zum Tode von Vladimir Monomah (=Studia Historica Jyvaskylaensia 54). Jyvaskyla, 1995, Nr. 1078. S. 234.

[7]  Cp.: Ильин H.H. Летописная статья 6523 года и ее источник (опыт анализа). М., 1957. С. 115-116.

[8]  См. в статьях ПВЛ за 6527 (1019), 6532 (1024) и 6534 (1026) гг.: Повесть временных лет. С. 63-65.

[9]  С. Соловьев. История России, т. I. Изд. 5, 1874. Прим. 323, стр. 344

[10]  Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд. Доклад на секции дофеодальной и феодальной Восточной Европы 24 апреля 1940 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Вып. 7. М.; Л., 1940. С. 64-66 - https://arheologija.ru/ginzburg-ob-antropologicheskom-izuche...rd/

[11]  Назаренко А. В. О русско-датском союзе в первой четверти XI в. // Древнейшие государства на территории СССР. 1990. М., 1991. С. 181-182.

[12]  Новгородская перва летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисл. А. Н. Насонова. М.-Л., 1950.

[13]  Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ), т. V. СПб., 1851, c. 138; т. VII. СПб., 1856, с. 332.

[14]  См., напр.: Календарь на 1883 год. СПб., 1883. С. 24

[15]  Минея-май, ч. 3, изд. МП, с. 450, http://korolev.msk.ru/minea/may3/may3450.html

Редакция текста от: 31.08.2025 12:39:50

"АННА НОВГОРОДСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google