Обновленческий еп. Иннокентий (Копейкин) |
В миру Георгий Григорьевич Копейкин, родился 19 апреля 1872 года в селе Ярославке Уфимской губернии в русской крестьянской семье.
Желая стать учителем, в 1891 году окончил курс Благовещенской учительской семинарии и работал несколько лет учителем.
Служение в Церкви
В 1901 году он начал служить в Церкви. С 1901 по 1922 год - служил диаконом и священником в различных храмах Уфимской епархии, будучи переводим с места на место каждым новым епископом.
В 1919 году сдал экзамен при Уфимской духовной семинарии по богословским предметам за 5 и 6 класы семинарии, а в 1921 году - прослушал пастырские курсы в Уфе.
В 1921 году был назначается помощником благочинного монастырей Уфимской епархии. После смерти супруги, в том же году принял монашество с именем Иннокентий.
К 1922 году состоял настоятелем Уфимского Богородице-Рождественского храма.
Переход в обновленчество
В 1922 году в Уфимской епархии, с поддержкой советской власти, появились обновленцы, которых поддержала и Уфимская Рождественско-Богородицкая церковь вместе с настоятелем. В это время, видимо, вышел из монашества, и обновленцы возвратили ему сан протоиерея.
Стал одним из активных приверженцев обновленчества. Сохранилось письмо в Управление столичной милиции о решении собрания прихожан от 13 ноября 1923 года, подписанное обновленческим епископом Иосафом (Рогозиным) и протоиереем Копейкиным как управляющим делами Уфимского епархиального управления. В нём они просят:
Собор был передан обновленцам, но когда до Уфы дошло известие об освобождении святого патриарха Тихона, кафедральный собор вновь перешёл в руки православных.
В рапорте патриарху Тихону за 1924 года Копейкин упоминается как один из обновленческих гонителей на православных.
Обновленческий архиерей
С 1924 года, снова под монашеским именем Иннокентия - обновленческий епископ Бирский, викарий Уфимской епархии. С 1925 года - епископ Стерлитамакский, также викарий Уфимский.
Вторым его назначением после Уфы стал город Уржум, в котором он служил с 1927 по 1928 год. Прибыл туда вместе с несколькими уфимскими священниками, которые стали служить в сёлах Уржумского уезда, видимо направленные туда для насаждения обновленчества.
На пастырско-мирянском собрании 21-22 декабря 1927 года было вновь избрано Уржумское викарное управление, председателем которого стал Иннокентий.
14 апреля 1928 года был переведён на Ишимскую обновленческую кафедру.
29 ноября 1929 года был назначен обновленческим епископом Вятским. В бытность там был возведен в сан архиепископа.
Вновь был назначен в Уржум 30 апреля 1930 года, когда обновленчество здесь уже клонилось к упадку. Так-как количество обновленческих приходов здесь быстро сокращалось, в начале 1930-х годов Уржумское обновленческое викариатство было сильно расширено - в его состав вошла вся юго-восточная часть области, начиная с Богородского, Сунского и Лебяжского районов, причём в них не насчитывалось и 2 десятков приходов. Прибыл в Уржум 12 августа, а 30 сентября того года в Казанской церкви состоялось общее собрание верующих общины Троицкого собора, на котором были решены вопросы о ремонте храма, его содержании, избрании должностных лиц и их содержании, причём настоятель собора Иннокентий был избран председателем.
В это время, из-за оскудения кадров, люди фанатично преданные обновленчеству - как Иннокентий - были очень ценны для руководителей движения, так что его часто переводили с места на место. В течении последующих пяти лет, оставаясь управляющим Уржумским обновленческим викариатством, побывал также на обновленческих кафедрах Калуги и Алексина Московской области [1]. В Уржуме в разные годы жил на разных квартирах и продолжал свою деятельность в прежнем ключе, составляя доносы и жалобы светским властям против православных "контрреволюционеров".
20 июня 1935 года решением обновленческого первоиерарха Вениамина (Муратовского) был переведен в Белград [2], а Уржумское викариатство было упразднено.
В начале октября того же года был назначен временным управляющим обновленческой Ижевской епархии, а в конце октября - архиепископом Калужским.
27 января 1936 году был назначен настоятелем Троицкой кладбищенской церкви города Алексина Тульской епархии.
В том же году недолго вновь руководил последней обновленческой общиной Уржума. Ввиду своей несостоятельности община была вынуждена отказаться от занимаемой ими половины Казанской церкви. В своей просьбе о передаче уржумским обновленцам Белорецкой часовни в том году он писал:
Ему было отказано в постановлении Уржумского горсовета от 5 декабря того года, так как Белорецкая часовня к тому времени, из-за отсутствия сторожа, пришла в полный упадок. 9 февраля 1937 года горсоветом был официально расторгнут договор с обновленческой группой верующих.
После этого вышел в за штат и переехал на жительство в село Буйское Уржумского района, где церковь уже была закрыта.
В феврале 1937 года был арестован. 19 февраля того года Кировском областным судом по статье 58 п. 10 УК РСФСР был приговорён к 8 годам тюремного заключения с поражением в правах на 3 года.
Скончался в том же году [3]. По видимому был расстрелян по сфабрикованному обвинению.
17 марта 1992 года был реабилитирован.
Литература
- Вестник Свящ. Синода Прав. Рус. Церкви, 1926 г. № 12-13, с. 10; 1927 г. № 5-6, с. 6.
- ФАОС дело № 90.
- Кат-АМ № 141.
- Кат-ЯВ № 90, с. 58-59.
- Кат-ЕС № 2 с. 10, п/№ 51.
- Книга памяти Кировской обл.
Использованные материалы
- Казаков Д. Н. "Иннокентий (Копейкин) Уржумский обновленческий архиепископ", частный сайт Д. Н. Казакова Вятка: православное прошлое:
- Страница сайта Русское Православие:
[1] Назначения на кафедры Калуги и Алексина упоминаются только в анкетах "Владыки" и не упоминаются в его биографическом списке, приведённом в "Актах патриарха Тихона…"
[2] Так по ст. Казаков Д. Н. "Иннокентий (Копейкин) Уржумский обновленческий архиепископ", частный сайт Д. Н. Казакова Вятка: православное прошлое, http://urzhum-uezd.ortox.ru/arkhierei_i_monashestvo_urzhumsk...305
[3] http://urzhumlib.ru/kraevedenie/pamyatnye-daty-urzhumskogo-rajona/