Тимофей (Швецов), Валаамский (1795 - 1848), схимонах, насельник Афонского Пантелеимоновского монастыря
В миру Тимофей Николаевич Швецов, родился в 1795 году в г. Устюг Вологодской губернии, в семье бедного крестьянина-перевозчика [1].
22 октября 1822 г. зачислен послушником Валаамского монастыря.
4 апреля 1835 г. пострижен в монашество с именем Тихон.
Чтобы праздностью бесед не отвлекаться от делания Иисусовой молитвы, преподобный принял на себя обет молчания и более 15 лет не проронил ни слова. Учитывая, что указанный подвиг ему невозможно было официально нести в условиях Валаамского монастыря, Тимофей вынужден был притвориться, будто его язык поразил апоплексический удар. На все вопросы начальства и братии преподобный не отвечал, всячески показывая невозможность общения.
Известный писатель Муравьев А.Н. в своей популярной книге «Путешествие по святым местам русским», описывая свое паломничество на Валаам в 1830 году, писал об отце Тимофее так:
Тем не менее, в монастыре ходили слухи, что отец Тихон молчит «притворно», а не по болезни.
В 1839 г. новый настоятель Валамской обители, игумен Дамаскин (Кононов), не понимавший духовного делания преподобного и не одобрявший подобных подвигов направляет отца Тихона на послушание в Санкт-Петербург на подворье Валаамского монастыря в часовню у Калашниковской пристани на Синопской набережной столицы.
В конце концов слава о подвижнической жизни отца Тихона разнеслась по Петербургу так, что он сделался дивом для многих. Даже дети знали, что у этого бедного монаха нет языка. Уже будучи на Афоне преподобный рассказывал:
28 августа 1841 г. по благословению духовника Александро-Невской лавры отца Мелхиседека преподобный Тимофей удалился для поклонения в Иерусалим, затем — на Афон.
В 1843 году он поступил в братию русского Свято-Пантелемонова монастыря на Афоне [4] и принял там схиму с именем Тимофей.
Согласно его желанию, ему предоставили для жительства уединенную келию во имя вмч. Георгия Победоносца, находившуюся к юго-востоку от Ксенофонтского скита, у подошвы одного из пустынных холмов. В ней отец Тимофей проводил суровую жизнь аскета и молчальника более трех лет. Никогда не видели его лежащим, он всегда был на ногах. С вечера вставал на молитву и проводил в ней около двенадцати часов.
Духовник обители иеросхимонах Иероним (Соломенцов) благословил преподобного говорить со всеми и давать просящим наставления о том как стяжать умную молитву, как очищать свое сердце от помыслов и от вражьих прилогов.
Но отец Тимофей недолго оставался в Георгиевской келии. Келия, требовала много хлопот, которые отвлекали от богомыслия. Поэтому спустя три года преподобный решился перейти в монастырь, где, посвятив себя совершенно Богу, уединился в глубоком затворничестве, являясь посреди братства только в субботу для принятия Святых Христовых Таин и никуда не выходя в другие дни.
К себе по необходимости отец Тимофей не возбранял вход братии, но, дорожа его затворничеством, они не иначе бывали у него, как только в крайности своего положения, для раскрытия пред ним своих мыслей и совести и для получения назидания от его старческой беседы. Келья преподобного в монастыре была наверху, над отхожими местами, и полна клопов. У него не было ни кровати, ни постели. Вместо кровати служило ему кресло, а над головой лежала Псалтырь.
Скончался 13 августа 1848 года [5]. Почти целый месяц перед кончиной он каждый день приобщался Святых Таин.
После похорон отца Тимофея в его молитвослове нашли лоскуток бумаги, на котором было написано: «Я обещался никакими лекарствами не лечиться и ни у кого ничего не брать».
Отец Тимофей учил:
Почитание
В "Монахологии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне" схимонах Тимофей упомянут преподобным [7], однако не удалось найти никаких сведений о том, чьим решением и когда он был канонизирован. В известных списках Соборов Валаамских и Афонских святых его имя отсутствует.
Воспоминания современников
Схиигумен Иоанн (Алексеев), последний духовник Валаамского монастыря:
Инок Парфений (Агеев), афонский послушник прп. Тимофея:
Иеросхимонах Сергий (Веснин):
Схимонах Селевкий (Трофимов):
Использованные материалы
- Тимофей (Швецов), схимонах // Биографические данные лиц, упоминаемых на сайте электронной версии книги Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). "Письма о духовной жизни":
- "Русский афонский отечник XIX–XX веков", г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012 г, стр. 154-159:
- "Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне", г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2013 г., стр. 99:
[1] «Русский афонский отечник XIX–XX веков», г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012 г., стр. 154
[2] Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским», изд. № 6, Спб, Синоидальная типография, 1888 г., стр. 321
[3] «Русский афонский отечник XIX–XX веков», г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012 г., стр. 155
[4] «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне», г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2013 г., стр. 99
[5] «Русский афонский отечник XIX–XX веков», г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012 г., стр. 159
[6] «Русский афонский отечник XIX–XX веков», г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012 г., стр. 158
[7] "Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне", г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2013 г., стр. 99 - http://www.afonit.info/images/2tomMonahologiy.pdf
[8] Схиигумен Иоанн (Алексеев) «Загляни в свое сердце», М., изд. им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2003 г., стр. 303
[9] «Русский афонский отечник XIX–XX веков», г. Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012 г., стр. 157