Николай Бьерринг (Bjerring [1]) (1831 - 1900), б. священник, устроитель первого православного прихода в Нью-Йорке
Родился в 1831 году в семье крупного чиновника в Вайле (Vejle), Дания. Изучал философию и теологию в университете в Бреслау (ныне Вроцлав). Занимал различные должности в римско-католических школах в Европе и выполнял несколько раз миссионерскую работу в Лапландии. В 1868 году был назначен профессором философии и истории в старейшей римо-католической семинарии в Америке - семинарии святой Марии в Балтиморе, штат Мэриленд.
Женился, к 1870 году имел трёх детей.
Обращение в Православие
Впервые заинтересовался Православием через чтение журнала "Христианское Единство" (L'Union Chrétienne) издаваемого бывшим французским иезуитом обратившимся в Православие, о. Владимиром Гетте, и русским священником о. Иосифом Васильевым. После принятия догмата о папской непогрешимости на I Ватиканском Соборе, покинул Римо-католическую церковь. При этом 24 января 1870 года он отправил письмо протеста папе Пию IX. Уже в этом послании он заявлял о своём убеждении, что истинная вера сохраняется только в Православии.
В январе того же года Святейший Синод Русской Православной Церкви, получив его прошение о крещении, вызвал его в Россию. 3 мая 1870 года был присоединён к Православной Церкви в храме Санкт-Петербургской духовной академии. 6 мая 1870 года был посвящён во диакона, а 9 мая того же года - во священника митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором. 17 мая 1870 года отслужил свою первую литургию в академическом храме на немецком языке. Синод поручил ему основать приход в Нью-Йорке, о чем еще в 1864 году поступало прошение от Русско-греческого комитета Епископальной церкви, заинтересованного в исследовании православного богослужения.
Первый священник в Нью-Йорке
Летом 1870 года возвратился в США. В том же году основал в Нью-Йорке домовую церковь, ставшую первым русским православным приходом на восточном побережье. Так-как главной паствой прихода были дипломаты и другие сотрудники консульства Российской империи, церковь называли "консульской." Однако, подобно Сан-Францискому приходу, община на деле объединяла разноплеменных православных иммигрантов Нью-Йорка, включая греков, сербов и арабов. Храм размещался в частном доме на 2-й авеню. Богослужения совершались попеременно по-английски и по-славянски. Псаломщиками на приход присылали лучших студентов Санкт-Петербургской духовной академии. С 1870 по 1880 год на приходе было 55 крещений, 12 венчаний, 14 отпеваний (панихид), 4 перехода в Православие.
Имея широкие знакомства в американском обществе (например, был лично знаком с бывшим президентом США Улиссом Симпсоном Грантом), много сделал для ознакомления американской интеллигенции с Православием. В 1870-х годах был посетителем Нью-Йоркского салона м-ра Хамерсли, читал многочисленные лекции в школах и училищах, выступал в учёных кружках и принадлежал к ряду клубов и обществ. Поддерживал особо тесные связи с местными англиканами (епископалами); вёл также переписку с американскими римо-католиками. Развил заметную переводческую и издательскую деятельность, предоставляя англоязычной публике доступ в первую очередь к православным богослужебным чинам. Одним из наиболее известных его трудов было издание с ноября 1879 по октябрь 1881 года англоязычного "Журнала Восточной Церкви" (The Oriental Church Magazine).
В январе 1881 года, вместе с российским генеральным консулом Карченским и рядом других русских жителей Нью-Йорка, учредил Русское благотворительное общество для помощи местным малоимущим русским. Состоял президентом этого общества.
Получил гражданство США.
Отпадение от Церкви
Во время священства в Нью-Йорке о. Бьерринг не приветствовал обращения в Православие, видя свою роль в налаживании добрых связей с протестантами. Из-за этого его приход не рос. Когда Святейший Синод в 1883 году прекратил финансирование Нью-Йоркского домового храма и призвал о. Бьерринга стать профессором в Санкт-Петербургскую духовную академию, тот отказался, заявив что желает остаться американским гражданином.
В 1883 году он покинул Церковь и перешёл в пресвитерианство, став там пастором. Разочаровавшись и на этом поприще, к концу жизни вновь перешёл в римо-католиком.
Скончался в 10 сентября 1900 года в Нью-Йорке [2].
Оценки
В период священства в Православной Церкви описывался как высокий человек внушительной внешности, с длинными волосами и бородой. Владел родным датским, а также немецким, английским и шведским; в меньшей степени - французским и латинским; ни русским ни греческим не владел. Не имея ни семинарского образования ни опыта жизни в православном приходе, допускал грубые пастырские ошибки [3].
Литература
- Herbel Oliver, Fr., "A Catholic, Presbyterian, and Orthodox Journey: The Changing Church Affiliation and Enduring Social Vision of Nicholas Bjerring," Journal for the History of Modern Theology/Zeitschrift für Neuere Theologiegeschichte, 14:1 (2007), 49-80.
Труды
Переводчик:
- Office for Admission and Reception of Converts into the Orthodox Eastern Church, 1872 (в 1875 переизд. в Лондонском The Orthodox Catholic Review) - вероятно перевод с немецкого, по изданию о. Тарасия Серединского.
- Basaroff, Very Rev., The Russian Orthodox Church, 1873.
- Anatolius, Bp. of Mogilev, The Greek Catholic Faith, 1873.
- Basaroff, Very Rev., Sacrament of Matrimony, 1876 (в 1876 переизд. в Лондонском The Orthodox Catholic Review).
- The Offices of the Oriental Church, 1884 - сборник переводов праовославных богослужений на английский язык, ранее публиковавшиеся в его журнале.
Издатель:
- The Divine Liturgies of our Holy Fathers John Chrysostom and Basil the Great [trans. Fr. Harherly], 1873.
- The Oriental Church Magazine, Nov. 1879-Oct. 1881.
Использованные материалы
- Abramtsev David, Fr., "Father Nicholas Bjerring," Tarasar, Constance J., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 40-41.
- Namee Matthew, "Ten Interesting Facts about the History of Orthodox Christianity in the USA," in Krindatch Alexei, ed., Atlas of American Orthodox Christian Churches, Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2011, 22.
- Страница сайта Русское Православие:
- Константинова А. А., "Сие дело есть великой государственной важности," Пастырь (журнал), май 2008:
- Августин (Никитин), архим., "Обзор церковных связей Русской Православной и Американской епископальной Церквей с конца XVIII по конец XIX в.," XVIII ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 9-11 октября 2007, секция "Православие и протестантизм: Поиск традиции и ее свидетельство," 140-141:
[1] В конце XIX века и впоследствии фамилия часто передаётся как Биерринг.
[2] http://orthodoxhistory.org/2012/09/10/this-week-in-american-...16/
[3] Оценка по Namee Matthew, "Ten Interesting Facts about the History of Orthodox Christianity in the USA," in Krindatch Alexei, ed., Atlas of American Orthodox Christian Churches, Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2011, 22. Внешность описана в Abramtsev David, Fr., "Father Nicholas Bjerring," Tarasar, Constance J., Orthodox America 1794-1976. Development of the Orthodox Church in America, Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 41.