Георгий Кордовский (+ 852), монах, преподобномученик
Память 27 июля, 20 октября - перенес. мощей (Зап.)
Пострадал в г. Кордова (Испания) в гонение халифа Абд ар-Рахмана II (822-852).
Преподобномученик Георгий был монахом из лавры св. Саввы Освященного. Он был послан настоятелем Давидом в Сев. Африку и Испанию для распределения милостыни на поддержку христианам, страдавшим от ига мусульман. В Табанском монастыре он встретился с мц. Наталией, которая предсказала ему, что он будет ее собратом в мученичестве за Христа. На следующий день Георгий вернулся вместе с ней в Кордову, где познакомился с Аврелием, Феликсом и Лилиосой и решил не расставаться с ними и, если придется, пострадать за Христа.
Однажды Наталия и Лилиоза шли по улице в церковь, не закрыв лиц покрывалами. Некий чиновник, встретившийся им по пути, известил Аврелия и Феликса о том, что их жены нарушили мусульманский обычай. Услышав в ответ исповедание христианской веры, чиновник направился к судье (кади) и донес, что Аврелий и Феликс вместе с женами отступили от ислама. Вскоре воины арестовали Аврелия и Феликса и их жен, а также Георгия. Кади, знатные мусульмане Кордовы и представители халифа (optimates et priores palatii) приговорили их к смерти как отступников от ислама. Судья хотел отпустить Георгия, но тот произнес речь в защиту христианства, которую все присутствовавшие сочли хулой на «пророка Мухаммада». Святой Георгий был приговорен к смерти и казнен.
Останки Георгия, Аврелия и Феликса христиане погребли в Пилемелларийском монастыре, в церкви св. Христофора, Наталии - в церкви рядом с прахом мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала, Лилиозы - в церкви мч. Генесия Арелатского (впосл. св. Петра).
Житие этих мучеников написано сщмч. Евлогием, архиеп. Толедским, по просьбе Марии, младшей дочери Аврелия и Наталии. Впоследствии он включил его в соч. «Памятник святых» [1], посвященное пострадавшим от мусульманских гонений в Кордовском халифате в первой IX в. вместе с «Краткой запиской» (Breviarium), автором которой был прмч. Георгий. Он сообщал о том, как оказался в Кордове и присоединился к мученикам (это сочинение Георгий незадолго до кончины переслал св. Евлогию). В конце IX в. Гаймон, мон. аббатства Сен-Жермен-де-Пре, описал перенесение мощей Георгия, Аврелия и главы Наталии в Галлию, совершенное братьями его обители Узуардом (впосл. автор известного Мартиролога) и Одилардом, и добавил повествование о чудесах, сопровождавших перенесение мощей мучеников, очевидцем которых он был.
Почитание святых началось сразу же после их кончины, память впервые появляется в Мартирологе Узуарда, который в отличие от списка св. Евлогия ставит на первое место Георгия как монаха, а не Аврелия. Согласно рассказу Гаймона, причиной путешествия монахов Узуарда и Одиларда в Испанию стало желание братии Сен-Жермен-де-Пре получить мощи сщмч. Викентия Августопольского, которому изначально посвятил этот монастырь свт. Герман Парижский, и где был храм в его честь. Заручившись грамотами короля зап. франков Карла Лысого, монахи добрались до Барселоны, где гр. Хунфрид поведал им о мн. мучениках, пострадавших в недавнее время в Кордове от мусульман. Тогда Узуард и Одилард отправились в Кордову, чтобы получить частицы мощей новых мучеников.
С рекомендательным письмом от гр. Хунфрида путники пришли к Абдилувару, эмиру Сарагосы, и тот направил монахов в Кордову. Об их прибытии стало известно Леовигильду Абедсалому, доверенному лицу гр. Хунфрида в Кордове, который познакомил монахов с пресв. Самсоном, настоятелем Пилемелларийского монастыря, и тот с радостью передал им мощи Георгия, Аврелия и главу Наталии.
Когда монахи вступили на территорию королевства зап. франков, их шествие с мощами превратилось в торжественную процессию по различным городам Галлии, при этом от мощей совершалось множество чудес. Однако поместить мощи в Сен-Жермен-де-Пре монахам не удалось из-за нападения норманнов, осаждавших в это время Париж. Мощи сначала прятали в Эсманте - деревне, принадлежавшей монастырю, где в это время собрались мн. монахи, бежавшие от норманнов. Король Карл Лысый, узнав о перенесении мощей, послал в Кордову некоего Маркиона, чтобы тот выяснил историю страдания мучеников и составил их Житие. Это произведение не сохранилось, но было известно Гаймону, который, ссылаясь на Маркиона, писал, что тела святых после казни были выброшены мусульманами на съедение собакам и птицам, о чем не упоминает св. Евлогий Толедский. После того как опасность нападения норманнов миновала, мощи святых торжественно были перенесены в Сен-Жермен-де-Пре.
Литература
- ActaSS. Iul. T. 6. P. 450-469;
- Eulogius Toletanus. Memorialis sanctorum. Lib. II. Cap. X: De sanctis martyribus Aurelio, Felice, Georgio, Sabigothone et Liliosa // PL. 115. Col. 777-792.
- DHGE. T. 5. Col. 723; AnBoll. T. 5. P. 384;
- T. 6. P. 206; T. 14. P. 19, 26; Leclerq H. Les martyrs. P., 1906. T. 5: Le moyen Âge. P. 37 sq.;
- Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 4. P. 189;
- Wolf K.-B. Christian Martyrs in Muslim Spain. Camb., 1988. P. 184, 222, 243.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. Георгий, Аврелий, Феликс, Наталия и Лилиоза. Православная энциклопедия, т. 11, с. 45-46
[1] Memorialis sanctorum 2. 10