Милостыня - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь нуждающимся людям.
О милостыне в Библии
Новый Завет
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6, 30).
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 1-4).
Ветхий Завет
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это (Притч. 3, 27)
Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17)
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан (Притч. 21, 13)
Дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27)
Святые отцы о милостыне
Свт. Иоанн Златоуст:
Велика сила милостыни... Бедные - врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой [1].
Нам надлежало бы творить милостыню уже потому, что она - прекрасное дело, и из сострадания к нашим братьям, а не ради обещанных Владыкой наград. Но так как мы не в состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню хоть из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от людей, чтобы нам сверх растраты денег не лишиться и награды.
Но скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшей горячкой и одержимый ненасытной страстью, желает увеличить свое имущество, а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть [2].
Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие [2].
[1] Беседа еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
[2] Против аномеев слово 8. Собр. соч., т.1, ч.2