Улан-Удэнский Одигитриевский собор |
- Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (главный), Богоявления (придельный)
- Адрес: Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 2
- Официальный сайт: http://uud.cerkov.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
Деревянный Владимирский храм
Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.
Верхнеудинский Одигитриевский храм. XIX в. |
Каменный собор в синодальный период
Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая 1770 года Иркутским святителем Софронием, верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом.
Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря [1]. В 1794 году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).
В 1829 году с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. В середине XIX века на северной стороне фасада была установлена кирпичная пирамидальная стела с металлическим шпилем, который был закоординирован относительно восточной долготы и северной широты. Установленный строго по оси Большой улицы, Верхнеудинский меридиан определял его географическую точку на карте и являлся интересной достопримечательностью города.
Трещины на стенах и сводах собора, появившиеся еще в 1818 году, увеличились во время землетрясений 1862 и 1885 годов. Собор также пострадал и от городского пожара 1878 года, после которого был возведен новый верх колокольни. К северной и южной стене колокольни в 1900-х годах пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. В 1909-1913 годах собор капитально отремонтировали. Была полностью обновлена внутренняя отделка.
Одигитриевскому собору принадлежал прилегающий участок земли площадью 3242 кв. м. [2]. Вдобавок 12 марта 1902 года городом была пожертвована собору земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (Шмидта) и Мордовской (Банзарова) площадью 442.5 кв. саженей.
15 апреля 1895 года при приписанном к собору селе Поселье была открыта церковно-приходская школа [3]. В 1903 году известный благотворитель, верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов построил на свои средства за Удой второклассную церковную школу на сумму 23000 рублей. В том же году 1 ноября при соборе была открыта женская двухклассная церковно-приходская школа, для которой в 1904 году построили здание на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей.
Закрытие
В 1920-х годах храмом овладели обновленцы. 14 июля 1927 года специальная комиссия по постановлению Верхнеудинского горсовета РКД провела обследование здания собора и заключила что "храм в таком виде функционировать не может," оценив необходимый ремонт в 30 тыс. рублей [4]. Акт технического осмотра от 2 февраля 1929 года подтвердил это заключение. В этой связи церковно-приходскому совету было предписано прекратить богослужения и приступить к ремонту. 6 сентября 1929 года "в виду отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта его, а также вследствие отсутствия других религиозных объединений, желающих принять названное здание культа в свое пользование, Президиум ЦИК постановил: а) здание религиозного культа - Одигитриевский кафедральный собор со всем его имуществом ликвидировать" [5]. На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" ликвидационной комиссии было поручено изъять всё ценное [6]. Согласно "акта о передаче культового имущества" изъяты были:
21 марта 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад и не проводить какого либо ремонта, "т.к. само здание ввиду его ветхости должно подлежать разборке с утилизацией годного материала" [8].
В 1930 году были сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а затем с 1934 года - Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. Благодаря тому что здание использовалось, оно избежало грозившего ему разрушения.
Улан-Удэнский Одигитриевский собор и Спасский храм (на переднем плане). Фото Алексея Булавцева от 11 июля 2012 г. с сайта vaz04.ru |
Возрождение
31 марта 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Указом главы Бурятии Л. В. Потапова от 1 августа 1995 гoда началась поэтапная передача собора Церкви. 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня на колокольню подняли 6 колоколов. Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии 28 июля (10 августа н. с.) стал проводиться крестный ход по центру города от Троицкого храма к собору. 21 ноября 1998 года при соборе открылась молельная комната. 23 июля 1999 года был освящен и установлен крест на колокольню храма. 20 декабря 1999 году приходу был передан нижний придел, совершён первый молебен. В этой связи в собор переместился центр Бурятского благочиния Читинской епархии. В 2000 году храм вновь получил настоятеля, 26 марта того года была отслужена Божественная литургия, а в мае того года собор был полностью освобожден от музейного имущества и передан епархии.
Собор восстанавливался всем миром. Был произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты новые колокола, среди них - 100-пудовый "Цесаревич". Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под руководством Максима Красикова. 1 августа 2004 года епископом Читинским Евстафием был освящен придел в честь Богоявления, а 27 сентября того же года главный престол был освящен митрополитом Смоленским Кириллом.
9 июня 2004 года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев. При соборе открылись воскресная школа для детей, с 1998 года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.
С учреждением Улан-Удэнской епархии в 2009 году храм стал её кафедральным собором.
Статистика
- 1878 - в соборном приходе 996 мужчин и 1013 женщин [9]
- 1914 - в соборном приходе 1833 мужчин и 1815 женщин [10]
Улан-Удэнский Одигитриевский собор |
Архитектура
Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусветный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой. С востока к нему примыкает пятигранный алтарь, с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.
Настоятели
- Иоанн (упом. 1741 - 1755)
- Максим Федоров (1760-е - 1780-е) прот.
- Иоанн Загоскин (1780-е) прот.
- Лаврентий Мордовский (8 февраля 1793 - 28 октября 1800)
- Афанасий Кузнецов (упом. 1816) прот.
- Иоанн Кириллов (упом. 1822 - 1823)
- Иоанн Евтюгин (30 августа 1825 - 1834) прот.
- Харалампий Попов (? - 17 июня 1867) прот.
- Михаил Касаткин (28 мая 1868 - ?) прот.
- Амфилохий Кузнецов (1877 - ?) прот.
- Стефан Попов (1890-е - 1900-е) прот.
- Сергий Старков (? - 17 сентября 1906)
- Иоанн Корелин (1908 - 3/4 февраля 1914) прот.
- Гавриил Асташевский (3/4 февраля 1914 - ?) прот.
- Афанасий Стуков (ноябрь 1916 - ?) прот.
- Олег Матвеев (1 марта 2000 - ?) прот.
- Евгений Старцев (июль 2003 - упом. 27 сентября 2004) свящ.
- Михаил Елагин (с 6 февраля 2006) прот.
Святыни
- список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток мироточил
Документы, литература
- НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
- НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
- Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ, 1983, 24.
- Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы, Улан-Удэ, 2001, 99-110.
- Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ, Улан-Удэ, 2003.
- Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии, 1994, 16 июля.
Использованные материалы
- Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни:
- http://www.egregor.ru/vchd - см. также список священно- и церковнослужителей храма
- Страница официального сайта Улан-Удэнской епархии:
- "Верхнеудинск – город купеческий," сайт Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности:
- "Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII - начале XX вв.," приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII - начало XX вв.) [дис. ... канд. ист. наук], Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net:
- Страница туристического портала Улан-Удэ:
- Бокарёв Александр, "Собор Иконы Божией Матери Одигитрия в Улан-Удэ," проект Храмы России, учетная карточка от 29 марта 2012:
- Страница путеводителя по городу Улан-Удэ:
[1] "Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII - начале XX вв.," приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII - начало XX вв.) [дис. ... канд. ист. наук], Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net, http://www.dslib.net/istoria-otechestva/istorija-pravoslavny...662
[2] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 20, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[3] Забайкальские епархиальные ведомости, 1907, №№ 18-19, 401, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[4] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 23, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[5] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 2, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[6] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 15, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[7] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 71-72, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[8] НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 32, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[9] Иркутские епархиальные ведомости, 1878, № 37, 409, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd
[10] НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd