Тихон (Баляев) (1895 - 1952), архимандрит
В миру Сергей Георгиевич Баляев, родился в 1895 году в городе Симбирске (ныне Ульяновск). Отец его, протоиерей Георгий, служил в храме святого Иоанна Златоуста.
По окончании Симбирской духовной семинарии в 1914 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1918 году.
Затем работал домашним учителем, переписчиком-машинистом военкомата в городе Ачинске Красноярского края, делопроизводителем Отделения снабжения Енисейского округа в Ачинске, несколько месяцев - помощником секретаря Нарсуда 26 участка Ачинска.
В 1923 году переехал в родной Симбирск, где в течение года работал делопроизводителем уездного отдела народного образования.
С 1925 года - послушник Данилова монастыря города Москвы. Принял монашество с именем Тихон. В 1928 году был рукоположен в иеродиакона, а в 1929 году - в иеромонаха.
После ареста наместника архимандрита Стефана (Сафонова) осенью 1929 года был выбран братией на должность наместника Данилова монастыря. Настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) в то время находился в ссылке, в городе Орске Оренбургской губернии, однако руководил жизнью братии через наместников, и ничто в обители не совершалось без его благословения. Для утверждения в должности наместника отец Тихон поехал к нему в ссылку, где владыка Феодор и возвел его в сан архимандрита. Прихожане Данилова монастыря вспоминали, что после встречи с архиепископом Феодором отец Тихон вернулся скорбным.
По воспоминаниям прихожан, 24 сентября 1930 года, во время всенощной накануне празднования преподобному Сергию Радонежскому, архимандрит Тихон возглавил перенесение мощей благоверного князя Даниила Александровича из монастырского храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в приходскую церковь Воскресения Словущего. Вскоре затем у Даниловской общины были отобраны ключи от последнего действующего монастырского храма, а наместника отца Тихона арестовали.
После трехнедельного тюремного заключения он был сослан в Уфу. Жил там в землянке. В 1937 году власти, видимо, не смогли его найти, хотя знали о его связях с даниловской братией и архиепископом Феодором, осужденными по делу об "Иноческом братстве князя Даниила."
Перед Великой Отечественной войной проживал в Верее под Москвой. В начале войны вместе с архимандритом Данилова монастыря и своим соучеником по академии отцом Серафимом (Климковым) поехал на его родину, во Львов, и до окончания войны оставался на Западной Украине.
Однажды тяжело заболел и был близок к смерти. Тогда он дал обет Богу, если Господь сохранит ему жизнь, остальное время жизни посвятить уединению и покаянию [1]. Этот обет он по мере сил и исполнил: в 1945 году вернулся в Россию и поступил в Глинскую пустынь.
Из Глинской пустыни должен был уехать по болезни ног [2]. Его пригласили на жительство монахини из Харькова, посещавшие Глинскую пустынь. При женской монашеской общине в Харькове провёл в полузатворе последние годы своей жизни, вёл духовный дневник.
Даниловские прихожане вскоре узнали о его местопребывании и наладили с ним связь, хотя отец Тихон весьма ограничивал общение, боясь нарушить свое уединение и злоупотребить гостеприимством тех, кто принял его ради Бога. Знавшие архимандрита Тихона в эти годы, почитали его как истинного подвижника и молитвенника.
Скончался 11 июля 1952 года. Был похоронен в Харькове на кладбище Залютино. За его могилой ухаживало сестричество при церкви в честь иконы Божией Матери Озерянской, что на Холодной горе.
Был всегда серьёзным, сосредоточенным, в жизни был аскетом, стремился строго следовать святоотеческому учению, о чем свидетельствует и его духовный дневник поздних лет. Имел художественное дарование, был хорошим скульптором. В музее Данилова монастыря сохранялось несколько его работ.
Использованные материалы
- Страница официального сайта Московского Данилова монастыря:
[1] Так в одном из его писем.
[2] См. замечание выше.