Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РАФАИЛ (БАУТИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Рафаил (Баутин) (1869 - 1947), архимандрит

В миру Илья Иванович Баутин, родился 15 июня 1869 года в деревне Антипино Дунаевской волости Бельского уезда Смоленской губернии, в семье безземельного крестьянина. Грамоте обучался в сельской школе и в городском училище.

В октябре 1897 года поступил в братство Тверского Отроча монастыря. Духовным руководителем молодой человек избрал себе епископа Гавриила (Голосова), которому прислуживал во время богослужений.

В 1897 году епископа Гавриила назначили викарием Вологодской епархии с пребыванием в Великом Устюге. Дальнейшая жизнь послушника была связана с Михаило-Архангельским монастырём Великого Устюга, куда прибыл он прибыл со своим наставником 14 ноября 1897 года.

21 марта 1898 года послушник Илья принял монашеский постриг с именем Рафаил, 21 июня того же года был рукоположен в сан иеродиакона. Во время архиерейских богослужений исполнял также обязанности иподиакона.

15 августа 1900 году рукоположен в сан иеромонаха.

С мая 1902 годы началась служба иеромонаха Рафаила на кораблях Российского флота. С 4 мая 1902 года по 10 июля 1903 года он исполнял пастырские обязанности на учебном корабле Балтийского флота «Европа».

10 июля 1903 года был переведен на строящийся броненосец «Цесаревич» (г. Тулон, Франция). На этом корабле отец Рафаил встретил Русско-японскую войну в крепости Порт-Артур. Кроме того, с 10 февраля 1904 года был назначен исполнять пастырские обязанности одновременно и в лазарете Красного Креста в осажденной крепости Порт-Артур.

11 октября 1905 года был перемещён на крейсер I-го ранга «Аскольд».

27 октября 1910 года был назначен благочинным всех морских церквей Тихого океана.

Кроме пастырских обязанностей военного священника, иеромонах занимался миссионерской деятельностью – проповедовал камчадалам.

3 мая 1911 года, согласно поданному прошению, иеромонах Рафаил был освобождён, по болезни, от исполнения пастырских обязанностей на крейсере «Аскольд» и от должности благочинного судовых церквей Тихого океана. Местом пребывания священника был определен Михаило-Архангельский монастырь Великого Устюга. В послужной список указом Вологодской духовной консистории было приказано внести:

«Согласно прошению по болезни освобождён от исполнения пастырских обязанностей на боевых судах с выражением от начальника Действующего Флота, за являемый всегда пример высокого и доблестного пастырского долга, самой искренней признательности и сердечной благодарности, объявленной в Приказе по Флоту от 4 июня 1911 г. за № 441».

16 марта 1912 года перемещён в число братии Тверского Успенского Желтикова монастыря, настоятелем которого был находящийся на покое учитель отца Рафаила епископ Гавриил (Голосов).

29 мая 1913 года иеромонах Рафаил был переведён на должность настоятеля Рославльского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1920-х годах был возведён в сан архимандрита.

В Рославле к концу 1922 г. существовала небольшая группа сторонников «Живой церкви» во главе с прот. В. Ширяевым, значительное количество общин во главе с настоятелем Преображенского монастыря архим. Рафаилом (Баутиным) разделяло программу «Союза церковного возрождения» [1]. Видимо в результате этого конфликта в сентябре 1922 года Смоленское ВЦУ отстранило отца Рафаила от управления монастырём и определило ему местом жительства город Холмогоры Архангельской губернии.

24 сентября состоялось заседание верующих и братии монастыря, на котором было принято ВЦУ не признавать, а подчиняться патриарху Тихону и епископу Рославльскому Вениамину (Глебову).

В 20-х числах февраля 1923 года в квартире архимандрита Рафаила ГПУ провело обыск. 27 февраля Смолгуботдел вынес распоряжение о задержании отца Рафаила. 8 марта архимандрит был арестован без предъявления каких-либо обвинений.

Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями) об освобождении архимандрита Рафаила, которое осталось без удовлетворения.

Ему ставили в вину создание «крепкой православной церкви с Тихоновской окраской». Постановлением от 10 марта 1923 года Смолгуботдел ГПУ принял решение выслать Баутина Рафаила Ивановича из пределов Западного края в места, отдалённые к Сибири или на север России. В обвинительном заключении говорилось, что главная вина архимандрита Рафаила состоит в противостоянии «Живой церкви». 4 июня заключенный Баутин этапным порядком, под особым бдительным надзором направлен в Москву для вынесения приговора. 8 августа состоялся суд, вынесен приговор – дело относительно Баутина Рафаила Ивановича прекратить и освободить его из-под стражи.

По возвращении в Рославль архимандрит Рафаил продолжил работу за сохранение чистоты Православия в Рославле и районе.

26 сентября 1923 года был вторично арестован и сослан на родину – деревню Антипино. Занимался пчеловодством и вёл замкнутый образ жизни.

13 ноября, 25 декабря 1929 года и 28 января 1930 года на имя Уполномоченного Ржевского Окротдела ОГПУ по Бельскому району поступил ряд заявлений от учителя Антипинской школы Баутина В. (дядя арх. Рафаила), члена ВКП (б). В них, в частности указывалось, что

в связи с проводимой сплошной коллективизацией кулачество стало противодействовать этому мероприятию «путем использования… несознательной части из бедняков и середняков, применяя метод спаивания последних, организовалось в антисоветскую группу, нелегально устраивали свои собрания …для противодействия проводимым мероприятиям в деревне».

Инициаторами создания кулаческой группы были объявлены архимандрит Рафаил и мельник Подачин Пётр Гаврилович. Всего же по обвинению в антисоветской деятельности было привлечено 24 человека (священник, бывшие помещики, кулаки). Всех обвиняемых арестовали 14 февраля 1930 г.

Отца Рафаила обвиняли, во-первых, в том, что он «ярый тихоновец», во-вторых – «служил в Царской армии», в-третьих «систематически вёл антисоветскую агитацию против проводимых мероприятий…для чего использовались общественные места».

Из показаний на архимандрита:

«У монаха Рафаила (Баутина) я часто бывал в гостях, он меня угощал чаем с медом, и в беседах говорил: «что большевики долго существовать не будут», … читал мне библию и говорил: «что колхозы долго существовать не будут». В беседах он часто ругал Советскую власть за то, что она его выслала и доказывал, что только Тихоновская вера спасет народ, причём успокаивал тем, что сейчас такое время, когда не только он один страдает, но и все крестьяне. Часто он также мне говорил смеясь: «Эх вы, крестьяне, работаете как волы и ни копейки денег не имеете – вот видите, как жить при Советской власти». Также он мне внушал, что живая церковь негодная и единственно правильная – это Тихоновская».

«Баутин Илья (он же – монах Рафаил) сказал: «да, плохо стало жить, это все есть наказание Божье, и еще не то будет впереди» (сказано якобы в магазине)

В предъявляемых обвинениях архимандрит Рафаил виновным себя не признал. Мало того, он отметил:

«Постановление о привлечении к следствию в качестве обвиняемого мне объявлено, но виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Никакой антисоветской агитации я не вел, никто меня из указанных лиц не посещал, за исключением Железного А., который иногда бывал у меня, приходил поговорить. Я служил с Железным в г. Белом писарскими учениками. Я считаю, что если кто и дал на меня показания, то это вранье».

16 марта 1930 года тройка ПП ОГПУ по Западной области постановила – Баутина И.И. заключить в концлагерь сроком на десять лет. Срок считать с февраля 1930 г. Имущество (дом, овцы, пчелы, морской бинокль и т.д.) – передать на нужды колхоза. Дом, в котором жил отец Рафаил, был передан сельской школе. До наших дней сохранился фундамент здания. Местные жители называют это место «поповское дворище».

22 февраля 1933 года Коллегия ОГПУ заменила заключение высылкой в Северный край на оставшийся срок. Начальник Управления СЛАГ ОГПУ (г. Кемь) получил предписание направить Баутина И.И. в распоряжение Вологодского Оперсекретаря ОГПУ. В апреле 1934 г. архимандрит Рафаил направил Уполномоченному СПО ПП ОГПУ ходатайство о пересмотре дела на предмет досрочного освобождения. Но уполномоченный счел ходатайство неправомочным на основании того, что заключенный «вел систематическую агитацию среди крестьян за невступление в колхоз, используя религиозные убеждения верующих. Распространял слухи о скорой гибели Советской власти» и в пересмотре дела отказал.

Отец Рафаил оставался в ссылке до 1941 года. Строил Беломорканал.

В 1942 году вернулся в Рославль. Жил он в монастырской Александровской церкви, находясь на покое.

До конца жизни отец Рафаил сохранил военную выправку. По свидетельствам знавших его, ходил постоянно в рясе, с крестом на груди, чётким, ровным шагом. Поражал и сам вид его – седовласый, высокий старец с развевающейся от быстрого шага седой бородой. В общении с окружающими был тактичен и держался интеллигентно.

Скончался 26 февраля 1947 года на 77 году жизни и был охоронен за алтарём Вознесенского кладбищенского храма.

Реабилитирован 27 июля 1989 года.

Долгие годы могила отца архимандрита почиталась верующими рославльчанами. Братия возрожденного в 1996 году монастыря ежегодно 26 февраля, в день смерти отца Рафаила, совершала на его могиле панихиды.

10 ноября 2003 года по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялось извлечение останков архимандрита Рафаила. Почивший настоятель был перезахоронен за алтарем Спасо-Преображенского собора Рославльского Преображенского монастыря.

В 2004 года на заседании Смоленской епархиальной комиссии по канонизации святых был поднят вопрос о церковном прославлении архимандрита Рафаила в лике новомучеников и исповедников Российских в чине преподобноисповедника.

Награды

  • медаль на Александровской ленте за понесённые труды в лазарете Красного креста (1906)
  • золотой наперсный крест, выдаваемый Священным Синодом (1907)
  • орден святой Анны III степени (1907)
  • золотой наперсный крест с украшениями, поднесённый офицерами крейсера «Европа» (1908)
  • золотой наперсный крест с украшениями, поднесённый офицерами броненосца «Цесаревич» (1908)
  • знак Камчатского Православного Братства IV степени на национальной ленте за просвещение камчадалов (1911)

Использованные материалы



[1]  Православная энциклопедия, т. 7, с. 633-634, ст. "Вениамин (Глебов)" - http://www.pravenc.ru/text/150291.html

Редакция текста от: 08.03.2013 11:23:35

"РАФАИЛ (БАУТИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google