Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИМИТРИАН АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Димитриан (Димитрий; греч. Δημητριανός, Δημήτριος; лат. Demetrianus, Demetrius; + ранее 261), епископ Антиохийский, святитель

Память 10 ноября (Греч.)

Сведений о жизни Димитриана до его восшествия на Антиохийскую кафедру практически не сохранилось. Известно лишь послание участников Антиохийского Собора 268 года, цитируемое Евсевием Кесарийским [1], в котором они, с похвалой отозвавшись о Димитриане, сообщают, что избрали Антиохийским епископом его сына Домна. Следовательно, до принятия епископского сана Димитриан был женат и имел детей.

Время поставления Димитриана епископом Антиохийским определяется достаточно точно. Евсевий Кесарийский в "Церковной истории" [2] упоминает Димитриана как преемника Фавия (251-253), в своей "Хронике" указывает, что Димитриан стал епископом в первый год 258-й олимпиады и во второй год правления императоров Волузиана и Галла (251-253). Проспер Аквитанский, перерабатывавший в середине V века "Хронику" Евсевия в переводе блж. Иеронима, датирует это событие вторым консульством Волузиана и Максима (с 1 января 253). И Евсевий, и его латиноязычные редакторы согласны в том, что Димитриан занял кафедру в год мученической кончины еп. Корнилия в Риме (июнь 253). Кроме того, еще в начале 253 года св. Дионисий Великий, еп. Александрийский, в послании еп. Корнилию упоминал о поставлении Димитриана епископом в Антиохии, куда Дионисий был приглашен на Собор для обсуждения раскола Новациана [3].

Около 254 года в письме Стефану I, еп. Римскому, свт. Дионисий называет Димитриана в числе прочих восточных епископов, усилиями которых, по-видимому, и были преодолены разногласия, порожденные расколом [4]. Т. о., вполне вероятно, что в 253-254 году в Антиохии действительно состоялся Собор при участии (возможно, под председательством) Димитриана, осудивший новациан и тем самым ограничивший уже начавшееся распространение этого движения в Сирии.

Важные сведения о Димитриане содержатся в средневековых несторианских памятниках на арабском языке, опиравшихся, вероятно, на несохранившуюся «Церковную историю» сирийца Даниила бар Марьяма (VII в.). Эти источники упоминают Димитриана как участника массового переселения плененных антиохийцев в Персию, о котором сообщают также многие греческие и латинские историки, описывавшие римско-персидский военный конфликт времен правления имп. Валериана (253-260) [5]. Персидский царь Шапур I захватывал Антиохию в 256 и 260 годах, уводя оттуда большое число пленных, которых расселял во вновь основанных или перестроенных им городах в Юж. Месопотамии, Сузиане и Персиде. Благодаря переселенцам из Римской империи в Персидском царстве увеличилось число христиан; в их общинах служили греческие пресвитеры из Антиохии.

В связи с событиями 260 года автор «Несторианской хроники» («Хроника Сеерта», не ранее IX в.) указывает, что христиане г. Гундишапур (Бет-Лапат, Юж. Месопотамия) избрали епископом некоего антиохийца Аздака. Автор объясняет поставление нового предстоятеля тем, что к этому времени уже скончался Димитриан, уведенный в плен персами еще после первого захвата Антиохии. Т. о., епископское служение Димитриана на кафедре пришлось на нач. 253-256 г. Вероятно, это именно те четыре года, о которых пишет свт. Никифор I Константинопольский.

Более подробно, хотя и менее достоверно, история пленения Димитриана изложена в «Книге Башни» Мари ибн Сулеймана (XII в.) и написанном на ее основе одноименном сочинении Амра ибн Матты (сер. XIV в.). Согласно этой версии, персидский царь привел из Сирии вместе с Димитрианом множество епископов и верующих в Эль-Ахваз (Сузиану), где построил город, который назвал Гундишапур и дал им для поселения. Димитриану было предложено принять духовное попечение о христианах-переселенцах, но он не согласился, т. к. не хотел вторгаться в юрисдикцию католикоса Селевкии-Ктесифона, которым в то время был Папа. Тогда католикос учредил в Гундишапуре митрополию и поставил Димитриана во главе ее.

В начале XX века ученые по-разному оценивали достоверность сообщений несториан о деятельности Димитриана в Персии: полное недоверие было у В. В. Болотова и Ж. Лабура, А. Гарнак допускал возможность таких событий, П. Петерс принимал описание как реальный факт. Одной из проблем в оценке информации несторианских источников является цитируемый Евсевием Кесарийским рескрипт имп. Галлиена 260 года о даровании мира Церкви, в котором упоминается еп. Димитрий [6]. Однако, даже если признать, что рескрипт адресован предстоятелям крупнейших Церквей [7] и, следовательно, здесь подразумевается Димитриан, это не означает, что в то время он должен был находиться в Антиохии. Как официальный документ рескрипт имп. Галлиена обращен к формальным Предстоятелям Церквей, а Димитриан продолжал считаться епископом Антиохии, даже находясь в плену у персов, поскольку сведений о его кончине не было и оставалась возможность его возвращения.

Известие о кончине Димитриана достигло Антиохии, видимо, около 260 года, после чего и был избран новый еп. Павел Самосатский.

Почитание

Древнейшим агиографическим источником, содержащим упоминание о Димитриане, является анонимная проповедь "О мучениках", составленная в конце IV - начале V века греч. автором из Антиохии, но сохранившаяся только в сирийском переводе [8]. В конце проповеди, где автор приводит имена мучеников (большинство из них Антиохийские), особо выделена группа Антиохийских епископов, среди которых назван Димитриан.

В Мартирологе блж. Иеронима (первая пол. V века) имя Димитриана упоминается самостоятельно под 9 ноября (без указания места) и в дружине мучеников под 10 ноября. Память 9 ноября, по-видимому, представляет собой обычное для этого Мартиролога повторение, возникшее по невнимательности переписчика. Заметка 10 ноября, как считает И. Делеэ, восстанавливается следующим образом: «В Антиохии Димитриана, Исидия, Евстохия и дружины его» (In Antiochia Demetri(ani), Esi(di), Eustoci et sociorum eius). Имя Исидий в данном случае является искаженной формой имени Исихий (Esichi), возникшей в результате графической ошибки. Имеется в виду магистриан Исихий Антиохийский, пострадавший в гонение имп. Диоклетиана (нач. IV в.), чья память в позднейших византийских синаксарях была перенесена на 10 мая. Евстохий, по мнению Петерса, тождествен с упомянутым в «Несторианской хронике» Аздаком, пленным антиохийцем, который стал епископом в Гундишапуре после кончины Димитриана. Прочтение его имени как Аздак ('azdaq) определяется фонетикой классического араб. языка, однако по-сирийски оно могло звучать и как Эздок ('ezdoc), что будет соответствовать греч. имени Евстохий (Евсток, ср. лат. написание в Мартирологе блж. Иеронима - Eustocus). Если данное предположение верно, то вполне вероятно, что этот Евстохий (Аздак) претерпел мученическую кончину в Персии вместе с др. христианами вскоре после своего рукоположения во епископа, так что известия о его мученичестве и кончине Димитриана были получены одновременно, и оба были внесены в местный календарь под одним и тем же числом.

Из Иеронимова Мартиролога в XVI веке Димитриан был перенесен в Римский Мартиролог кард. Цезарем Баронием как Димитрий. При этом, несмотря на включение его имени в собрания памятей мучеников, сведения о том, что кончина Димитриана была мученической, отсутствуют.

Сирийский Мартиролог в отличие от Иеронимова не содержит память Димитриана. Пресв. Димитрий, упоминающийся здесь под 14 ноября вместе с пресв. Феодотом из Ираклии Фракийской, не может быть Антиохийским епископом. Пресв. Феодот значится под этим днем и в Мартирологе блж. Иеронима, но с другой дружиной, в которой нет Димитрия. Скорее всего в Сирийском Мартирологе имеется в виду мч. Димитрий Дабудский, который пострадал в Амапасе (Понт или Фракия) и чью память византийские синаксари дают под 15 ноября, не называя его, впрочем, пресвитером.

Под 10 ноября (10 тишрина второго) память Димитриана фигурирует в двух минологиях из яковитского монастыря Кеннешре в Сирии (в наст. время хранятся в Британской библиотеке). Первый из них входит в рукопись конца VII века [9], содержащую гимны Севира Антиохийского в переводе Иакова Эдесского, чьим автографом, возможно, и является эта рукопись (в таком случае Иакову Эдесскому может быть приписано составление минология). Вторая рукопись ([10]) относится к IX-X векам; в обеих Димитриан упомянут без дружины.

Литература

  • Euseb. Hist. eccl. VI 44; 46. 3-4; VII 5. 1; 14; 27. 1; 30. 17;
  • Euseb. Chronici canones: latine vertit, adauxit, ad sua tempora produxit S. Eusebius Hieronymus / Ed. J. K. Fotheringham. L., 1923. P. 301-302;
  • Prosper Aquitanus. Chronicon integrum // PL. 51. Col. 569;
  • Niceph. Chronogr. P. 130;
  • Maris, Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1. P. 8; 1896. T. 2. P. 14;
  • Histoire nestorienne: (Chronique de Séert). Pt. 1 / Éd. A. Scher. P., 1907. Turnhout, 1993r. P. 220-223 [10-13]. (PO; T. 4. Fasc. 3. N 17);
  • MartHieron. P. 141-142;
  • Breviarium Syriacum / Éd. L. Duchesne // MartHieron. P. LII-LIV (рус. пер.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 634);
  • Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 22, 35, 47. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46);
  • MartRom. P. 508-509.
  • Болотов В. В. Что знает о начале христианства в Персии история? // ХЧ. 1900. № 1. С. 91-92, 100-111, 137;
  • Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 19-20;
  • Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19153. Bd. 2. S. 129, Anm. 3;
  • Peeters P. Démétrianus évêque d'Antioche? // AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 288-314;
  • Peeters P. De S. Demetriano Antiochiae episcopo commentarius // ActaSS. Nov. T. 4. P. 384-391;
  • MartHieron. Comment. P. 593;
  • Van Doren R. Démétrianus, évêque d'Antioche // DHGE. Vol. 14. Col. 194;
  • Downey G. History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 308-309;
  • Sisto C. Demetriano di Antiochia // BiblSS. Vol. 4. Col. 550-551;
  • Schwaigert W. Das Christentum in Khu zista n im Rahmen der frühen Kirchengeschichte Persiens bis zur Synode von Seleukia-Ktesiphon im Jahre 410: Diss. Marburg, 1989. S. 20-23.

Использованные материалы



[1]  Euseb. Hist. eccl. VII 30. 17

[2]  Euseb. Hist. eccl. VII 14

[3]  Euseb. Hist. eccl. VI 46. 3-4

[4]  Euseb. Hist. eccl. VII 5

[5]  ср.: Zosim. Hist. I 27. 36

[6]  Euseb. Hist. eccl. VII 13

[7]  ActaSS. Nov. T. 4. Р. 391

[8]  ActaSS. Nov. T. 4. P. 384-385

[9]  Add. 17 134

[10]  Add. 14 504

Редакция текста от: 23.11.2024 17:09:22

"ДИМИТРИАН АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google