Заккария Гизольфи (упом. 1457 - не ранее 1505), "князь таманский," правитель генуэзской колонии Матрега на Таманском полуострове
Сын Винченцо, отпрыска аристократического генуэзского рода де-Гизольфи [1], и Бикиханум, дочери черкесского князя Березока, который владел Матрегой (ныне Тамань). Таким образом Заккария был полуадыгом, полуитальянцем, а по вере - христианином [2].
Точная дата рождения Заккарии неизвестна. Брак его родителей, через который Симеон де-Гизольфи, отец Винченцо и дед Заккарии, стал владетелем Матреги, был заключен в 1419 году. Симеон скончался в 1446 году, после чего колонией управляли опекуны, которые в знак зависимости от Генуи преподнесли кафинскому консулу живого сокола. На деле таманские князья более зависли от своих соседей и родственников черкесов. Первое упоминание имени Заккарии относится к 1457 году, когда черкесский князь Кадибельди изгнал его с Тамани. Однако вскоре Гизольфи вернулся в свои владения и заново отстроил свой замок.
В июне 1453 года, в связи с падением Константинополя, все причерноморские колонии Генуи перешли во владение генуэзского банка Сан-Джорджо и Заккария управлял своей вотчиной от имени банка. В начале 1470-х годов обострились отношения между кафинским кредиторами и черкесскими князьями [3]. В 1475 году причерноморские колонии Генуи, в том числе и Матрега, были захвачены османами. После этого Заккария пытался добраться до Генуи, однако по дороге был задержан Молдавским господарем Стефаном Великим. Заккария впоследствии писал в Геную и к Московскому великому князю, что господарь ограбил и долго мучил его.
После освобождения из плена Заккария смог на время вернуться в свои владения и правил там до 1482 года, когда османы решили вопрос с Матрегой окончательно. В августе того года Заккария пытался взять кредит в банка Сан-Джорджо в 1000 дукатов. Деньги, как он объяснял в своём письме банкирам, нужны били ему для уплаты черкесским князьям, которых он намеревался иметь своими союзниками. Однако, банк отказал в кредите.
В 1483 году Заккария Гизольфи обратился с просьбой о службе к Московскому великому князю Иоанну Васильевичу. В документах посольского приказа зафиксирована его переписка с великим князем. Первые два послания Захарии не сохранились, но судя по ответам из Москвы, он просился на службу. Великий князь ответил с радушием, обещая хорошее содержание. В первых двух посланиях из Москвы Гизольфи, вероятно ошибочно, назван "жидовином Захарией Скарой". Как представился сам Захария в первых посланиях - неизвестно. Судя по всему первые два письма из Москвы он не получил. Поэтому третье своё послание он отправил не с русскими купцами, как первые два, а со своим доверенным человеком, купцом-армянином по имени Богдан. В этом послании, которое сохранилось в документах посольского приказа, Гизольфи называет себя "Захарией Гуил Гурсисом" [4]. После этого, в дипломатической переписке он уже не называется евреем, а именуется верно: "князем таманским Захарьей", иногда "черкасином", а впоследствии - "фрязином."
В 1487 году великокняжескому послу в Крыму Дмитрию Шеину было поручено организовать приезд Гизольфи с его семьёй в Москву. Однако переезд не состоялся. Одним из препятсвий было противодействие Османского султана, которому таманский князь оказался "великим грубником". Не мог (или не хотел) помочь делу и Крымский хан Менгли-Гирей. В конце концов, сославшись на своё многочисленное семейство, Захария отказался ехать.
В 1500 году Московский великий князь повторил попытку пригласить Гизольфи к себе на службу, но тот уже служил хану Менгли-Гирею и покидать место своей службы не стал. Очевидно Заккария занимал заметное положение при Крымском дворе: по меньшей мере до 1505 года он, наряду с другими влиятельными особами, получал "поминки" из Литвы. Год кончины Заккарии неизвестен. В дипломатических документах 1514 года упоминается его сын Винченцо, который также служил Крымскому хану.
Следствием ошибки посольских дьяков было отождествление его с еретиком и основоположником ереси жидовствующих Схарией (Захарией Скарой). Несмотря на то, что известную биографию Гизольфи трудно совместить с деятельностью Схарии в Новгороде и Киеве, эта версия получила довольно широкое распространение в XX веке. Г. М. Прохоров предложил версию, по которой Гизольфи, не будучи евреем по национальности, был прозелитом-караимом и в таком качестве явился в Новгород.
Использованные материалы
- Прохоров Г. М., "Прение Григория Паламы 'с хионы и турки́ и проблема 'жидовская мудрствующих'," ТОДРЛ, т. 27:
- Бруцкус Ю., "Захария, князь Таманский," Еврейская старина, № 10, Петроград, 1918:
- Брун Ф. К., Черноморье. Сборник исследований по исторической географии южной России, ч. I, Одесса: Типография Г. Ульриха, 1879.
- "Памятники дипломатических сношений с Крымскою и ногайскою ордами и с Турцией," Сборник императорского исторического общества, т. 41 [ред. Г. Ф. Карпова], СПб.: Типография Ф. Елеонского, 1884, 41, 72-73, 77, 114, 309.
- Бережков М. Н., "Древнейшая книга крымских посольских дел (1474—1505 гг.)," ИТУАК, 1894, № 21:
- Небежев К. Ю. "Адыго-генуэзский князь Захария де Гизольфи - владетель города Матреги в XV веке," Генеалогия Северного Кавказа, № 9, 2004:
[1] Род Гизольфи известен с со второй половины XIII века. Первый известный его представитель Бускарелло де-Гизольфи был послом монгольских ильханов Ирана в Европе, в том числе к римскому папе Иннокентию IV. Ильханам служил и его сын Аргун, а так же племянник Коррадо.
[2] Последнее замечание - согласно исследованиям Ф. К. Бруна в архивах Генуи в середине XIX века. См. Брун Ф. К., Черноморье. Сборник исследований по исторической географии южной России, ч. I, 216.
[3] Хотко С. Х., Генуэзцы в Черкессии (1266-1475), http://djeguako.narod.ru/xotko/xotko3.html
[4] Так его имя перевели московские посольские дьяки. Письмо было написано на латыни, но сохранилось только в русском переводе.