Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕРМАН (ВЕЙНБЕРГ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Герман (Вейнберг). Фотография нач. 1930-х гг.
Еп. Герман (Вейнберг). Фотография нач. 1930-х гг.
Герман (Вейнберг) (1885 - 1942), епископ Алма-Атинский.

В миру Вейнберг Александр Адамович, родился 8 октября 1885 года в Елисаветграде (ныне Кировоград), сын потомственного почетного гражданина. В раннем детстве лишился отца, воспитывался глубоко религиозной матерью, происходившей из московского купечества.

В 1912 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1916 году - Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Во время учебы в духовной академии, 24 ноября 1913 г., принял монашество, рукоположен во диакона.

30 декабря 1914 г. рукоположен во иерея.

В 1916-1917 гг. преподавал в Житомирском училище пастырства им. о. Иоанна Кронштадтского.

1 ноября 1926 г. хиротонисан во епископа Мосальского, викария Калужской епархии.

5 февраля 1929 г. - назначен викарным епископом Бугульминским (викариатство Казанской или Самарской епархии. По др. данным, управлял Бугурусланским викариатством).

В апреле 1930 г. назначен епископом Алма-Атинским.

Прибыл в Алма-Ату с игуменом Феогеном (Козыревым). Поселились они вместе в Николо-Кучугурском храме в правой боковой комнате у притвора - в то время это был единственный в Алма-Ате храм, находившемся в юрисдикции Московской Патриархии. Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него одновременно келейником и старцем. И владыка в духовных и текущих епархиальных вопросах всегда спрашивал совета о.Феогена.

Епископ Герман был одарен незаурядными научными способностями, проявлял особый интерес к астрономии.

Проявил себя смелым защитником Православия, открыто обличал в проповедях обновленчество, старался удержать свою паству в духе канонической Церкви. Оказывал духовное попечение и посильную материальную помощь ссыльным, среди которых было много священнослужителей. При совершении литургии благословлял ссыльных священников причащаться в алтаре в полном облачении. В трудах ему содействовали отбывавшие ссылку в Алма-Ате Херсонский и Николаевский архиеп. Прокопий (Титов) и Подольский и Брацлавский еп. Амвросий (Полянский). В храме в подвале жили монахини из разогнанных монастырей. Они трудились при храме На литургии ссыльных священников владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. Нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством - от диаконов до архиереев.

Для поддержания духа верующих он собирал сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих ссылку в Алма-Ате.

Владыка был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост и текущие тревожные политические и внутрицерковные события изнуряли его до крайней степени.

Из рассказа акад. В.Н.Щелкачева, находившегося в то время ссылке в Алма-Ате:

"...Я хорошо помню владыку Германа. Он был небольшого роста и очень худенький. Было понятно, что перед тобою - аскет. В нем не было никакой надменности, величавости. Он был предельно прост. Жил он в притворе Николаевской церкви, и к нему ходили все ссыльные, несчастные и нуждающиеся, и он отдавал им все, что имел. Это был полный бессребренник. Проповеди его были высокими по духу, но понятными и доходчивыми для всех. Он много и напряженно работал. Иногда к церкви подъезжал на лошади, запряженной в линейку, один из прихожан. Владыка садился в линейку, и они ехали по грунтовой дороге по направлению к Медео. Поднявшись довольно высоко, они сворачивали в ущелье, и владыка, оставив линейку и возницу, один поднимался в горы помолиться и отдохнуть..." [1].

В начале декабря 1932 г. мать начальника ГПУ Алма-Аты Иванова предупредила владыку, что его и всех священников Николаевской церкви арестуют в ночь под 10 декабря.

В ночь на 10 декабря 1932 г. еп. Герман был арестован в Алма-Атинской Николо-Кучугурской церкви вместе с архим. Феогеном (Козыревым) и всем клиром храма: протоиереями Александром Скальским, Стефаном Пономарёвым, Филиппом Григорьевым, а также были арестованы инокиня Параскева (Буханцова) и монахиня Евфросиния (Даурцева).

Из рассказа Анастасии Нагибиной:

"Уже 10 часов вечера... Слышим - в окна бьют... Человек 6 пришли тогда в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала...и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала: "Без старосты дверь не откроем". Привели старосту... Мать Евфалия открыла двери... Они сразу вошли в комнату владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту... " [1].

Проходил по групповому "делу к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г.". Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди приходили до рассвета и целый день до вечера толпа народа томилась, ожидая своей очереди на прием передачи

Обвинительное заключение было вынесено через полгода, в июне 1933г.:

"...Ликвидирована к/р организация церковников, охватывающая своей деятельностью ряд общин сергиевского течения, существующих в Алма-Ате, Сарканде... Талгаре... Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Вейнберг Герман Адамович, Скальский Александр Филимонович, протоиерей Козырев Василий Львович, он же архимандрит...

Задачи ликвидированной организации в основном, сводились к следующему:

      1. развитие к/р деятельности в блоке с белоэмигрантами и церковными кругами г.Кульджи китайской провинции Синьцзян;
      2. Переправа за кордон нелегальным путем устойчивого в к/р отношении духовенства как представителей от организации с целью закрепления блока и передачи сведений о положении в СССР вообще и о гонениях за религию в частности;
      3. Создание к/р пораженческих настроений среди членов религиозных общин"

25 июня 1933 г. постановлением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ в Казахстане еп. Герман был осужден как «вдохновитель и руководитель контрреволюционной организации церковников» на 8 лет ИТЛ.

Отбывал срок в Карлаге, в пос. Долинка Карагандинской обл. Работал на скотном дворе, с 1934 г.- картотетчиком и курьером. В его деле есть следующая характеристика: "Убежденный служитель культа. Не исключена возможность религиозной пропаганды среди верующих. Требует специального наблюдения. Слаб здоровьем: порок сердца, истощение, склероз сосудов. Отношение к труду механическое. Рассеян. Норму не выполняет". В 1937 г. признан инвалидом, не годным к физическому труду.

7 июня 1938 г. вместе со свящ. Михаилом Лярго и фельдшером Иваном Драгомирецким отделением Карагандинского обл. суда при Карлаге НКВД дополнительно осужден к 10 годам лишения свободы за высказывания, «дискредитирующие советское строительство и оскорбляющие вождей партии».

Скончался 24 мая 1942 года от сердечного приступа в стационаре командировки (удаленного отделения) «Акмолинское» Карлага. Похоронен на кладбище командировки, на могиле его поставлен столб с надписью "Б-16", местонахождение кладбища неизвестно.

Литература

  • Попов В. Н. Пострижение в монашество // Колокол. 1913. № 2275. 23 нояб. С. 3;
  • В. Н. Н. Пострижение в монашество // Там же. 1913. № 2276. 24 нояб. С. 3;
  • О составе зимней сессии Свящ. Синода // ЖМП. 1931-1935. С. 123;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 309-310.

Использованные материалы



[1]  Цит. по pstbi.ru со ссылкой на Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.104-109,115-116

Редакция текста от: 01.10.2012 02:04:56

"ГЕРМАН (ВЕЙНБЕРГ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google