Еп. Герман (Вейнберг). Фотография нач. 1930-х гг. |
В миру Вейнберг Александр Адамович, родился 8 октября 1885 года в Елисаветграде (ныне Кировоград), сын потомственного почетного гражданина. В раннем детстве лишился отца, воспитывался глубоко религиозной матерью, происходившей из московского купечества.
В 1912 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1916 году - Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Во время учебы в духовной академии, 24 ноября 1913 г., принял монашество, рукоположен во диакона.
30 декабря 1914 г. рукоположен во иерея.
В 1916-1917 гг. преподавал в Житомирском училище пастырства им. о. Иоанна Кронштадтского.
1 ноября 1926 г. хиротонисан во епископа Мосальского, викария Калужской епархии.
5 февраля 1929 г. - назначен викарным епископом Бугульминским (викариатство Казанской или Самарской епархии. По др. данным, управлял Бугурусланским викариатством).
В апреле 1930 г. назначен епископом Алма-Атинским.
Прибыл в Алма-Ату с игуменом Феогеном (Козыревым). Поселились они вместе в Николо-Кучугурском храме в правой боковой комнате у притвора - в то время это был единственный в Алма-Ате храм, находившемся в юрисдикции Московской Патриархии. Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него одновременно келейником и старцем. И владыка в духовных и текущих епархиальных вопросах всегда спрашивал совета о.Феогена.
Епископ Герман был одарен незаурядными научными способностями, проявлял особый интерес к астрономии.
Проявил себя смелым защитником Православия, открыто обличал в проповедях обновленчество, старался удержать свою паству в духе канонической Церкви. Оказывал духовное попечение и посильную материальную помощь ссыльным, среди которых было много священнослужителей. При совершении литургии благословлял ссыльных священников причащаться в алтаре в полном облачении. В трудах ему содействовали отбывавшие ссылку в Алма-Ате Херсонский и Николаевский архиеп. Прокопий (Титов) и Подольский и Брацлавский еп. Амвросий (Полянский). В храме в подвале жили монахини из разогнанных монастырей. Они трудились при храме На литургии ссыльных священников владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. Нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством - от диаконов до архиереев.
Для поддержания духа верующих он собирал сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих ссылку в Алма-Ате.
Владыка был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост и текущие тревожные политические и внутрицерковные события изнуряли его до крайней степени.
Из рассказа акад. В.Н.Щелкачева, находившегося в то время ссылке в Алма-Ате:
В начале декабря 1932 г. мать начальника ГПУ Алма-Аты Иванова предупредила владыку, что его и всех священников Николаевской церкви арестуют в ночь под 10 декабря.
В ночь на 10 декабря 1932 г. еп. Герман был арестован в Алма-Атинской Николо-Кучугурской церкви вместе с архим. Феогеном (Козыревым) и всем клиром храма: протоиереями Александром Скальским, Стефаном Пономарёвым, Филиппом Григорьевым, а также были арестованы инокиня Параскева (Буханцова) и монахиня Евфросиния (Даурцева).
Из рассказа Анастасии Нагибиной:
Проходил по групповому "делу к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г.". Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди приходили до рассвета и целый день до вечера толпа народа томилась, ожидая своей очереди на прием передачи
Обвинительное заключение было вынесено через полгода, в июне 1933г.:
- развитие к/р деятельности в блоке с белоэмигрантами и церковными кругами г.Кульджи китайской провинции Синьцзян;
- Переправа за кордон нелегальным путем устойчивого в к/р отношении духовенства как представителей от организации с целью закрепления блока и передачи сведений о положении в СССР вообще и о гонениях за религию в частности;
- Создание к/р пораженческих настроений среди членов религиозных общин"
25 июня 1933 г. постановлением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ в Казахстане еп. Герман был осужден как «вдохновитель и руководитель контрреволюционной организации церковников» на 8 лет ИТЛ.
Отбывал срок в Карлаге, в пос. Долинка Карагандинской обл. Работал на скотном дворе, с 1934 г.- картотетчиком и курьером. В его деле есть следующая характеристика: "Убежденный служитель культа. Не исключена возможность религиозной пропаганды среди верующих. Требует специального наблюдения. Слаб здоровьем: порок сердца, истощение, склероз сосудов. Отношение к труду механическое. Рассеян. Норму не выполняет". В 1937 г. признан инвалидом, не годным к физическому труду.
7 июня 1938 г. вместе со свящ. Михаилом Лярго и фельдшером Иваном Драгомирецким отделением Карагандинского обл. суда при Карлаге НКВД дополнительно осужден к 10 годам лишения свободы за высказывания, «дискредитирующие советское строительство и оскорбляющие вождей партии».
Скончался 24 мая 1942 года от сердечного приступа в стационаре командировки (удаленного отделения) «Акмолинское» Карлага. Похоронен на кладбище командировки, на могиле его поставлен столб с надписью "Б-16", местонахождение кладбища неизвестно.
Литература
- Попов В. Н. Пострижение в монашество // Колокол. 1913. № 2275. 23 нояб. С. 3;
- В. Н. Н. Пострижение в монашество // Там же. 1913. № 2276. 24 нояб. С. 3;
- О составе зимней сессии Свящ. Синода // ЖМП. 1931-1935. С. 123;
- За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 309-310.
Использованные материалы
- Королёва В. В., "Герман (Вейнберг)," Православная энциклопедия, т. 11, 245:
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] Цит. по pstbi.ru со ссылкой на Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.104-109,115-116