Александр Владимирович Мощанский (1894 - 1981), священник.
Родился в 1894 году в семье диакона Владимира Мощанского, будущего священномученика.
Окончил Тверскую духовную семинарию, но священником не стал, был учителем.
Был женат на дочери священника Измаила Рождественского, Евгении [1].
Во время Отечественной войны он с семьей попал в зону немецкой оккупации; немцы сочли, что он похож на еврея, и несколько раз собирались его повесить. В третий раз на шею уже была накинута петля, и в этот момент он дал обет, что, если останется жив, то посвятит жизнь служению Богу. За него заступился священник местной церкви, где Александр Владимирович служил псаломщиком.
В 1946 году он был рукоположен в сан священника. Сначала он служил в Тверской епархии, затем во Владимирском соборе в Ленинграде, а в последние годы в Вырицкой церкви под Петербургом.
Скончался в 1981 году.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 151-163 (примечание)
[1] О. Измаил Рождественский служил в храме недалеко от Вышнего Волочка во все время гонений до начала тридцатых годов. К 1937 году он был уже настолько стар и немощен, что почти не поднимался с постели. В 1937 году его пришли арестовывать. Он в это время лежал на печи. Вошли трое незнакомых людей, и о. Измаил, поглядев на них, понял, что это пришли за ним. Склонившись с печи, он сказал ласково: “Матушка, согрей самовар. Видишь, как они замерзли”. Старший из пришедших поглядел, помолчал, еще поглядел на священника и сказал: “Пошли, ребята, тут нам уже делать нечего”. И не стали его арестовывать. Отец Измаил скончался спустя полтора месяца.