Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНИАМИН (КРАСНОПЕВКОВ-РУМОВСКИЙ)

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА)
Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА)
Вениамин (Краснопевков-Румовский) (1739 - 1811), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, духовный писатель.

В миру Краснопевков-Румовский Василий Федорович, родился 26 июля 1739 года [1] в с. Красное Санкт-Петербургской губернии в семье священника. Брат протопресвитера московского Благовещенского собора Сергия Краснопевкова, духовника имп. Александра I.

Окончил Александро-Невскую семинарию, в 1759 году пострижен в монашество.

После окончания семинарии был назначен ее префектом и учителем философии (1768), состоял членом С.-Петербургской духовной консистории, с 1770 г. - ректор духовной семинарии и учитель богословия.

С 19 ноября 1770 года - архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря С.-Петербургской епархии.

2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь.

С 16 января 1774 года - настоятель Петергофской Троице-Сергиевой пустыни.

Хорошо владея латинским и греческим языками, помогал Новгородскому и С.-Петербургскому архиеп. Гавриилу (Петрову) в его работе над книгой «О служении и чинопоследованиях православной Греко-Российской Церкви» (СПб., 1792), с этой целью начал переводить Евхологий Ж. Гоара (Rituale Graecorum).

13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. Местом пребывания викария являлся Александро-Свирский монастырь.

1 апреля 1775 года переведен в Архангельскую епархию с повелением именоваться "Архангельским и Олонецким".

Во время управления Архангельской епархией в 1781 г. он предписал во всех монастырях и церквах завести памятные книги, или, как они теперь называются, летописи, «внести в них древние достопамятности и продолжать вписывать все достойное памяти и наблюдения». Последствием такого распоряжения было открытие многих исторических памятников, остававшихся дотоле неизвестными, на основании которых по указанию архиерея Л. Максимович составил «Подробное историческое описание Архангельской епархии» (1795).

Заботился о духовном образовании, возобновлении обителей, создании храмов, укреплении церковной дисциплины. Проводил беседы с распространившимися по епархии духоборцами.

26 октября 1798 года переведен на Нижегородскую и Алатырскую кафедру, с 16 октября 1799 г. в связи с изменением границ епархии титуловался «Нижегородский и Арзамасский».

11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа.

Содействовал утверждению в своей епархии единоверия. В марте 1798 г. определением Синода старообрядцам-поповцам Нижегородской губ., желавшим иметь священника канонического поставления, было позволено совершать богослужения в Свято-Духовской церкви в Нижнем Новгороде. В 1801 г. «велено старообрядцам в Нижегородской епархии иметь церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиального архиерея, для отправления службы Божией по старопечатным книгам, согласно с представлением еп. Вениамина». Боролся с распространением лжеучений - после проведенного архиереем следствия был наказан «пророк» Кузька, учивший в мордовских селениях Терюшевской вол.

В 1800 г. благодаря усилиям архиепископа был отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор, при котором построена Предтеченская часовня. В 1809 г. архиерей с крестным ходом перенес в часовню чудотворный образ Спасителя из запустелого каменного подворья близ приволжских казарм. По распоряжению архиепископа в 1803 г. было устроено отдельное здание для консистории, которая раньше помещалась в семинарском корпусе. Архиерей ходатайствовал о выделении средств для перестройки здания семинарии, заботился о пополнении семинарской библиотеки, а также приходских библиотек. При его участии в Нижегородской духовной семинарии была переведена с латинского языка и издана кн. В. Франца (Historia animalium. Wittenberg, 1621) «История о животных бессловесных» (М., 1803. 5 ч.). В 1808 г. в семинарии было введено преподавание медицины.

Желая удалиться на покой и посвятить последние дни жизни молитве, велел приготовить себе кельи в Оранской пустыни в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, но скончался, не успев исполнить задуманного.

Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. После постройки нового здания собора в 1834 г. останки вл. Вениамина были перенесены туда и положены на левой стороне, рядом с гробницами других нижегородских архипастырей.

В 1929 г. собор был взорван, могилы архиереев утрачены.

Епархиальная деятельность преосв. Вениамина была направлена на благоустройство епархий, образование духовного юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосв. Вениамин решал быстро, без волокиты.

Большое внимание преосв. Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Св. Писание.

Занимался просвещением инородцев, увещал их оставить языческие обряды.

К его личным качествам относят благоразумие, постоянство, доброта души, строгое воздержание в личной жизни. Он помогал бедным, на свои средства строил церкви и богоугодные заведения. Отличался особой ревностью к богослужениям, требовал при богослужении строгого порядка. Очень любил тихое пение.

Награды

  • золотая панагия с драгоценными камнями (1781)
  • орден св. Иоанна Иерусалимского (1800) (см. Мальтийский орден),
  • орден св. Анны 1-й степени (1806),
  • орден св. Александра Невского (1810).

Труды

  • Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных, М., 1803; 17-е изд., СПб., 1908;
  • Священная история для малолетних детей, СПб., 1778 (на русском, греческом, латинском, немецком и французском языках).

Литература

  • Иринарх, архим. Слово надгробное при погребении преосв. Вениамина (Краснопевкова), архиеп. Нижегородского, сказанное ректором Нижегородской ДС, от 1811 г. марта 25 дня. СПб., 1811;
  • Постников С. Сведения о преосв. Вениамине (Краснопевкове-Румовском), еп. Архангельском // Странник. 1879. № 3. С. 371-405;
  • Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. Н. Новг., 1999. С. 188-199, 274;
  • Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева О. В. Архиеп. Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков) // они же. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 103-108.
  • Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПб., 1857. с. 189-198.
  • Щегольков Н. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911. с. 143.
  • Булгаков. с. 1393, 1406.
  • Толстой Ю. № 134.
  • Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 129.
  • Строев. стб. 39, 271, 274, 277, 607.
  • Летопись Е.А. с. 767.
  • Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889. с. 11.
  • Симбирские епархиальные ведомости. 1901. № 12. с. 421.
  • Русский инок. 1911. февр. вып. 4. с. 65.
  • Душеполезное чтение. 1895. март. с. 428.
  • Православный собеседник. 1898. окт. с. 425.
  • Известия Казанской епархии. 1885. № 24. с. 913.
  • -"- -"- 1887. № 18. с. 458.
  • -"- -"- 1912. № 16. с. 517.
  • Н.Д. с. 58, 59, 72.
  • БЭС. т. I. с. 239, 475, 476; т. II. с. 1634.
  • БЭЛ. т. I. с. 1090; т. III. с. 299-301.
  • ЭС. т. V-а. с. 920.

Использованные материалы



[1]  По др. сведениям - 1738 года

Редакция текста от: 29.11.2010 22:15:46

"ВЕНИАМИН (КРАСНОПЕВКОВ-РУМОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google