Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) |
В миру Краснопевков-Румовский Василий Федорович, родился 26 июля 1739 года [1] в с. Красное Санкт-Петербургской губернии в семье священника. Брат протопресвитера московского Благовещенского собора Сергия Краснопевкова, духовника имп. Александра I.
Окончил Александро-Невскую семинарию, в 1759 году пострижен в монашество.
После окончания семинарии был назначен ее префектом и учителем философии (1768), состоял членом С.-Петербургской духовной консистории, с 1770 г. - ректор духовной семинарии и учитель богословия.
С 19 ноября 1770 года - архимандрит Никольского Старо-Ладожского монастыря С.-Петербургской епархии.
2 декабря 1771 года переведен в Зеленецкий монастырь.
С 16 января 1774 года - настоятель Петергофской Троице-Сергиевой пустыни.
Хорошо владея латинским и греческим языками, помогал Новгородскому и С.-Петербургскому архиеп. Гавриилу (Петрову) в его работе над книгой «О служении и чинопоследованиях православной Греко-Российской Церкви» (СПб., 1792), с этой целью начал переводить Евхологий Ж. Гоара (Rituale Graecorum).
13 июля 1774 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. Местом пребывания викария являлся Александро-Свирский монастырь.
1 апреля 1775 года переведен в Архангельскую епархию с повелением именоваться "Архангельским и Олонецким".
Во время управления Архангельской епархией в 1781 г. он предписал во всех монастырях и церквах завести памятные книги, или, как они теперь называются, летописи, «внести в них древние достопамятности и продолжать вписывать все достойное памяти и наблюдения». Последствием такого распоряжения было открытие многих исторических памятников, остававшихся дотоле неизвестными, на основании которых по указанию архиерея Л. Максимович составил «Подробное историческое описание Архангельской епархии» (1795).
Заботился о духовном образовании, возобновлении обителей, создании храмов, укреплении церковной дисциплины. Проводил беседы с распространившимися по епархии духоборцами.
26 октября 1798 года переведен на Нижегородскую и Алатырскую кафедру, с 16 октября 1799 г. в связи с изменением границ епархии титуловался «Нижегородский и Арзамасский».
11 ноября 1804 года возведен в сан архиепископа.
Содействовал утверждению в своей епархии единоверия. В марте 1798 г. определением Синода старообрядцам-поповцам Нижегородской губ., желавшим иметь священника канонического поставления, было позволено совершать богослужения в Свято-Духовской церкви в Нижнем Новгороде. В 1801 г. «велено старообрядцам в Нижегородской епархии иметь церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиального архиерея, для отправления службы Божией по старопечатным книгам, согласно с представлением еп. Вениамина». Боролся с распространением лжеучений - после проведенного архиереем следствия был наказан «пророк» Кузька, учивший в мордовских селениях Терюшевской вол.
В 1800 г. благодаря усилиям архиепископа был отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор, при котором построена Предтеченская часовня. В 1809 г. архиерей с крестным ходом перенес в часовню чудотворный образ Спасителя из запустелого каменного подворья близ приволжских казарм. По распоряжению архиепископа в 1803 г. было устроено отдельное здание для консистории, которая раньше помещалась в семинарском корпусе. Архиерей ходатайствовал о выделении средств для перестройки здания семинарии, заботился о пополнении семинарской библиотеки, а также приходских библиотек. При его участии в Нижегородской духовной семинарии была переведена с латинского языка и издана кн. В. Франца (Historia animalium. Wittenberg, 1621) «История о животных бессловесных» (М., 1803. 5 ч.). В 1808 г. в семинарии было введено преподавание медицины.
Желая удалиться на покой и посвятить последние дни жизни молитве, велел приготовить себе кельи в Оранской пустыни в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, но скончался, не успев исполнить задуманного.
Скончался 16 марта 1811 года. Погребен в Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. После постройки нового здания собора в 1834 г. останки вл. Вениамина были перенесены туда и положены на левой стороне, рядом с гробницами других нижегородских архипастырей.
В 1929 г. собор был взорван, могилы архиереев утрачены.
Епархиальная деятельность преосв. Вениамина была направлена на благоустройство епархий, образование духовного юношества, восстановление обителей, создание и украшение церквей. Он поднял роль и значение благочинных в епархии. Все епархиальные дела преосв. Вениамин решал быстро, без волокиты.
Большое внимание преосв. Вениамин уделял изучению Священного Писания. Он приказал во всех церквах вместо поучений читать и объяснять Св. Писание.
Занимался просвещением инородцев, увещал их оставить языческие обряды.
К его личным качествам относят благоразумие, постоянство, доброта души, строгое воздержание в личной жизни. Он помогал бедным, на свои средства строил церкви и богоугодные заведения. Отличался особой ревностью к богослужениям, требовал при богослужении строгого порядка. Очень любил тихое пение.
Награды
- золотая панагия с драгоценными камнями (1781)
- орден св. Иоанна Иерусалимского (1800) (см. Мальтийский орден),
- орден св. Анны 1-й степени (1806),
- орден св. Александра Невского (1810).
Труды
- Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных, М., 1803; 17-е изд., СПб., 1908;
- Священная история для малолетних детей, СПб., 1778 (на русском, греческом, латинском, немецком и французском языках).
Литература
- Иринарх, архим. Слово надгробное при погребении преосв. Вениамина (Краснопевкова), архиеп. Нижегородского, сказанное ректором Нижегородской ДС, от 1811 г. марта 25 дня. СПб., 1811;
- Постников С. Сведения о преосв. Вениамине (Краснопевкове-Румовском), еп. Архангельском // Странник. 1879. № 3. С. 371-405;
- Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. Н. Новг., 1999. С. 188-199, 274;
- Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева О. В. Архиеп. Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков) // они же. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 103-108.
- Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПб., 1857. с. 189-198.
- Щегольков Н. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911. с. 143.
- Булгаков. с. 1393, 1406.
- Толстой Ю. № 134.
- Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 129.
- Строев. стб. 39, 271, 274, 277, 607.
- Летопись Е.А. с. 767.
- Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889. с. 11.
- Симбирские епархиальные ведомости. 1901. № 12. с. 421.
- Русский инок. 1911. февр. вып. 4. с. 65.
- Душеполезное чтение. 1895. март. с. 428.
- Православный собеседник. 1898. окт. с. 425.
- Известия Казанской епархии. 1885. № 24. с. 913.
- -"- -"- 1887. № 18. с. 458.
- -"- -"- 1912. № 16. с. 517.
- Н.Д. с. 58, 59, 72.
- БЭС. т. I. с. 239, 475, 476; т. II. с. 1634.
- БЭЛ. т. I. с. 1090; т. III. с. 299-301.
- ЭС. т. V-а. с. 920.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, Т. 7, С. 636-637
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_392
[1] По др. сведениям - 1738 года