II Аравсионский (Оранжский) Собор
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Собор созван по инициативе председательствовавшего на нем свт. Кесария, еп. Арелатского, по вопросу о соотношении свободы воли и Божественной благодати.
Иером. Серафим (Роуз) писал о предпосылках Собора:
Открытие Собора состоялось 3 июля 529 года.
Состав Собора
В Соборе участвовали 14 епископов.
Известные участники Собора:
- свт. Кесарий Арелатский, председатель ...
Деяния Собора
Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу которых были положены «Главы» (Capitula) папы Феликса IV (III) против Пелагия, Целестия, Юлиана, еп. Экланского, и Фавста Регийского, направленные свт. Кесарию накануне Собора.
В постановлениях Собора, каждое из которых сопровождается цитатой из блаженного Августина, заметно стремление утвердить авторитет иппонского святителя, который еще в конце V века ставился под сомнение, напр. Фавстом Регийским [2].
Вместе с тем Собор осудил многие положения учения о Божественной благодати прп. Иоанна Кассиана (хотя его имя и не называется). Если прп. Иоанн Кассиан допускал наличие в человеке волеизъявления к добру, которое действует совместно с необходимой для спасения благодатью [3], то Собор четко заявил, что после грехопадения "так поколеблена и умалена (inclinatum et adtenuatum) была свободная воля, что никто после этого не может ни любить Бога как должно, ни верить в Бога, ни творить ради Бога добро, если на него прежде не снизойдет Божественная благодать". Иоанн Кассиан допускал как предшествующее действие благодати, побуждающей к добру, так и последующее благому изволению. Согласно же постановлениям Собора, "во всяком благом деле не мы начинаем и после этого получаем помощь Божиего милосердия, но Он прежде вдохновляет нас к вере и Своей любви". Собор делает важное разъяснение этого утверждения, согласно которому не умаляется значение христианского подвига и принятие благодати верующими связывается с сакральной жизнью Церкви: "После принятия посредством Крещения благодати, все крещеные, если они хотят благочестиво подвизаться, с помощью и содействием Христа могут и должны исполнить то, что служит ко спасению души" [4].
Признанные неверными суждения блж. Августина Собор отвергает более сдержанно, осуждая только тех, кто говорит о предопределении ко злу (идея, занимающая периферийное положение в богословских взглядах блж. Августина [5]). Осуждение учения о предопределении ко злу подкрепляется цитатой из «Liber Sententiarum» (Книги изречений) Проспера Аквитанского (прав. 23), хотя именно в его трудах эта идея нашла наиболее яркое отражение [6]. Из всех рассмотренных Собором богословских вопросов только учение о предопределении ко злу было анафематствовано [4]. Собор ничего не говорит о важном для иппонского святителя учении о предопределении святых.
Учение о благодати, принятое на Соборе, было одобрено папой Вонифатием II и стало господствующим в Западной Церкви на протяжении всего раннего средневековья. В католическом богословии Нового времени именно позиция Аравсионского Собора была признана истинно католической, в то время как за учением Иоанна Кассиана закрепился термин полупелагианство. На Востоке авторитет прп. Иоанна Кассиана как учителя Церкви никогда не ставился под сомнение [7]. Учение Иоанна Кассиана наиболее детально разрабатывает православный взгляд на соотношение свободы воли человека и Благодати [8].
Как отмечал иером. Серафим (Роуз),
См. также Аравсионские Соборы.
Литература
- Les Canons des conciles mérovingiens (VI-VII siècles) / Éd J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. T. 1. (SC; 353).
- Феодор (Поздеевский), иером. Аскетические воззрения прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Каз., 1902;
- Navarra L. Merovingian Councils // EEC. Vol. 1. P. 555;
- Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 81-82;
- Малков Ю. Сотериология прп. Иоанна Кассиана // Альфа и Омега. 1999. № 4. С. 108-135.
- Иером. Серафим (Роуз). "Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский"
Использованные материалы
- "Аравсионские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 160-161
[1] Иером. Серафим (Роуз). "Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский" - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=100
[2] De grat. I 6
[3] Collat. XIII 18
[4] Defin. Fid.
[5] Aug. De Correp. et grat. 7, 14
[6] ср.: Responsiones // PL. 51. Сol. 155-174
[7] см., напр., Иоанн, прп. Лествица. IV 105; Phot. Bibl. Cod. 197
[8] иером. Феодор (Поздеевский), Ю. Малков