Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРАВСИОНСКИЙ СОБОР 529

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

II Аравсионский (Оранжский) Собор

Собор созван по инициативе председательствовавшего на нем свт. Кесария, еп. Арелатского, по вопросу о соотношении свободы воли и Божественной благодати.

Иером. Серафим (Роуз) писал о предпосылках Собора:

"К началу VI-го века спор о благодати сконцентрировался вокруг критики учения святого Фавста, чей "маленький крючок" свободной воли продолжал тревожить по-прежнему чрезмерно логических последователей Августина. Вся полемика, в конце концов, завершилась в значительной мере благодаря усилиям одного человека, чья позиция особенно способствовала окончательному примирению двух партий. Св. Кесарий, митрополит Арльский, питомец Лиринского монастыря, отличался строгостью подвигов, был последователем аскетического учения святого Фавста, которого он никогда не переставал называть святым; но в то же время, он весьма почитал и горячо любил блаженного Августина" [1].

Открытие Собора состоялось 3 июля 529 года.

Состав Собора

В Соборе участвовали 14 епископов.

Известные участники Собора:

Деяния Собора

Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу которых были положены «Главы» (Capitula) папы Феликса IV (III) против Пелагия, Целестия, Юлиана, еп. Экланского, и Фавста Регийского, направленные свт. Кесарию накануне Собора.

В постановлениях Собора, каждое из которых сопровождается цитатой из блаженного Августина, заметно стремление утвердить авторитет иппонского святителя, который еще в конце V века ставился под сомнение, напр. Фавстом Регийским [2].

Вместе с тем Собор осудил многие положения учения о Божественной благодати прп. Иоанна Кассиана (хотя его имя и не называется). Если прп. Иоанн Кассиан допускал наличие в человеке волеизъявления к добру, которое действует совместно с необходимой для спасения благодатью [3], то Собор четко заявил, что после грехопадения "так поколеблена и умалена (inclinatum et adtenuatum) была свободная воля, что никто после этого не может ни любить Бога как должно, ни верить в Бога, ни творить ради Бога добро, если на него прежде не снизойдет Божественная благодать". Иоанн Кассиан допускал как предшествующее действие благодати, побуждающей к добру, так и последующее благому изволению. Согласно же постановлениям Собора, "во всяком благом деле не мы начинаем и после этого получаем помощь Божиего милосердия, но Он прежде вдохновляет нас к вере и Своей любви". Собор делает важное разъяснение этого утверждения, согласно которому не умаляется значение христианского подвига и принятие благодати верующими связывается с сакральной жизнью Церкви: "После принятия посредством Крещения благодати, все крещеные, если они хотят благочестиво подвизаться, с помощью и содействием Христа могут и должны исполнить то, что служит ко спасению души" [4].

Признанные неверными суждения блж. Августина Собор отвергает более сдержанно, осуждая только тех, кто говорит о предопределении ко злу (идея, занимающая периферийное положение в богословских взглядах блж. Августина [5]). Осуждение учения о предопределении ко злу подкрепляется цитатой из «Liber Sententiarum» (Книги изречений) Проспера Аквитанского (прав. 23), хотя именно в его трудах эта идея нашла наиболее яркое отражение [6]. Из всех рассмотренных Собором богословских вопросов только учение о предопределении ко злу было анафематствовано [4]. Собор ничего не говорит о важном для иппонского святителя учении о предопределении святых.

Учение о благодати, принятое на Соборе, было одобрено папой Вонифатием II и стало господствующим в Западной Церкви на протяжении всего раннего средневековья. В католическом богословии Нового времени именно позиция Аравсионского Собора была признана истинно католической, в то время как за учением Иоанна Кассиана закрепился термин полупелагианство. На Востоке авторитет прп. Иоанна Кассиана как учителя Церкви никогда не ставился под сомнение [7]. Учение Иоанна Кассиана наиболее детально разрабатывает православный взгляд на соотношение свободы воли человека и Благодати [8].

Как отмечал иером. Серафим (Роуз),

"православное учение преподобных Кассиана и Фавста на этом соборе не цитировалось, но не было оно и осуждено; их учение о синергии было просто не понято. Свобода человеческой воли, конечно, была подтверждена, но в рамках черезмерно-логического западного воззрения на благодать и природу. Учение Августина было исправлено, но полнота более глубокого восточного учения признана не была. Вот почему учение преподобного Кассиана является сегодня как бы откровением для западных искателей христианской истины. Дело не в том, что учение Августина в своей смягченной форме "ошибочно" (ибо оно учит истине в той мере, в какой это возможно в его ограниченных рамках), а в том, что учение святого Кассиана есть более полное и глубокое выражение истины" [1].

См. также Аравсионские Соборы.

Литература

  • Les Canons des conciles mérovingiens (VI-VII siècles) / Éd J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. T. 1. (SC; 353).
  • Феодор (Поздеевский), иером. Аскетические воззрения прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Каз., 1902;
  • Navarra L. Merovingian Councils // EEC. Vol. 1. P. 555;
  • Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 81-82;
  • Малков Ю. Сотериология прп. Иоанна Кассиана // Альфа и Омега. 1999. № 4. С. 108-135.
  • Иером. Серафим (Роуз). "Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский"

Использованные материалы



[1]  Иером. Серафим (Роуз). "Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский" - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=100

[2]  De grat. I 6

[3]  Collat. XIII 18

[4]  Defin. Fid.

[5]  Aug. De Correp. et grat. 7, 14

[6]  ср.: Responsiones // PL. 51. Сol. 155-174

[7]  см., напр., Иоанн, прп. Лествица. IV 105; Phot. Bibl. Cod. 197

[8]  иером. Феодор (Поздеевский), Ю. Малков

Редакция текста от: 28.05.2016 14:26:56

"АРАВСИОНСКИЙ СОБОР 529" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google