В католической истории именем полупелагианства были названы два, с православной точки зрения, совершенно различных течения. Первое связано с именем преп. Кассиана, преп. Викентия Леринского и др. и, по сути, представляет собой православное учение о синергии; 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением. Ничего несоответствующего учению Церкви и тем более еретического во взглядах Кассиана и его сторонников (Марсельских монахов) не было. Осуждение этих воззрений как "полупелагианства" совершенно неверно и свидетельствует о том, что богословская трещина между Востоком и Западом была довольно глубокой уже в V в.
Второе течение, также получившее название "полупелагианство" относится к позднему средневековью XIV-XV вв. - учение Уильяма Оккама и его учеников - Габриэля Билля и др. Это действительное полупелагианство, с православной синергией ничего общего не имеющее. Здесь все построено на августиновском же противопоставлении свободы и благодати. Только если у Августина - примат свободы, у оккамистов - примат человеческих заслуг: даже "предваряющую" благодать нужно заслужить.
Позднее в полупелагианстве испанские доминиканцы, приверженцы августинизма, обвиняли иезуитов и т.д. Основанная на томизме тридентская сотериология - это рационально очень выверенный гибрид августинизма и полупелагианства, с преобладанием последнего. На это обращали внимание протестанты - радикальные августинисты. Споры продолжались позднее и внутри католичества.