Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ)
Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ)
Василий (+ 1294), епископ Рязанский, святитель

Память 12 апреля, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 10 июня - отдельная [1] и в Соборе Рязанских святых, 3 июля, в Соборах Владимирских и Липецких святых

Сведения о нем содержатся в "Повести о Рязанском епископе Василии", которая существует в двух редакциях: краткой, самостоятельной, её автором является Ермолай-Еразм [2], и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 года.

По краткой редакции "Повести", спустя некоторое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба была устроена епископия, которую "не в колика же времена" занимал "епископ праведен" Василий [3]. Он неутомимо трудился на ниве Божией: восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников, укрепляя ослабевающих. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях.

Не терпя его доброй жизни, диавол, "воображаяся в девицу", принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали епископа Василия, который, не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложил упование свое на Того, Кто низводит правду "яко полудень". Он "всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошел в первоначальную церковь Благовещения, там отпел молебен пред образом Божией Матери, принесенным из Киева в Муром святым Константином, взял сию икону с собою и с упованием на Матерь Божию пошел к Оке, чтобы оставить навсегда и город и епископию". Придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери в руках, после чего "духом бурным несен бысть... противу струям" и менее чем за 6 часов доплыл до места, "еже ныне зовомо Старая Рязань". Здесь святителя торжественно встретил рязанский великий князь Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться "и до ныне" бывшая с епископом Василием чудотворная икона Богоматери.

В пространной редакции "Повести" этот рассказ о свт. Василии неудачно соединён с заимствованными из летописи сведениями об "обновлении" Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 году [4], в ходе которого на кафедру якобы и был поставлен святитель Василий.

По летописям и актам известны два рязанских епископа с именем Василий (соответственно второй и четвертый в общем списке Рязанских архиереев). Из них первый умер в 1294 году [5]. Василий II был поставлен митрополитом Алексием в 1356 г. [6], упоминается в грамоте святителя Алексия на Червленый Яр [7] и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 года [8]. Т. о., князь Юрий Ярославич, сведённый в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению епископа Василия. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена свт. Василия и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 1350-х - 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название "Старая Рязань" также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания "городка Олгова на усть Проне" [9]. Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя - пронского кн. Владимира Димитриевича [10]. Следовательно, предание, отразившееся в середине XVI в. в краткой редакции "Повести", имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в первой половине - середине XIV в., хотя исключить возможность соотнесения свт. Василия с еп. Василием конца XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме, - с самого основания в конце XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).

Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Начало ХХ в. Фотография с сайта pravenc.ru
Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Начало ХХ в. Фотография с сайта pravenc.ru

Почитание

Время установления почитания свт. Василия точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кнн. Петр и Феврония. Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания святителя было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей святителя Василия и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита от церкви святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Рождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование которым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память Василия Рязанского (без указания дня) отметил в середине 1650-х гг. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» [11]. По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память Василия Рязанского 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В настоящее время мощи Василия Рязанского вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Рождественском соборе.

4 октября 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей святителя Василия был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, который поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя великим князем Олегом Иоанновичем; переезд святителя в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей святителя из Борисоглебского храма в Успенский собор.

Иконография

Самое раннее изображение святителя Василия Рязанского известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о святителе.

В основу самостоятельных образов святителя легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери, которое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя свт. Василия в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название - "Моление св. Василия".

На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) святитель Василий представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны - правой благословляет, в левой Евангелие.

В "Соборе Муромских святых" святитель Василий изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр начала XX в. к Повести о Василии Рязанском [12], выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до конца 1980-х гг. древней рукописью [13].

В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апреля об облике святого говорится: "Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская". Сходное описание образа святителя под 15 апреля или 28 января помещено в Строгановском [14], Перетцевском [15] подлинниках, в рукописи из собр. РНБ [16] и др.

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н бы́л еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́мже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь/ богоспаса́емого гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в не́м, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упа́сл еси́,/ святи́телю о́тче на́ш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8:

Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упа́сл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя́,/ наста́вниче на́ш до́брый,/ и за ны́ Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти́:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.

Молитва:

Святи́телю о́тче Васи́лие! Ди́вным ше́ствием твои́м по вода́м и нетле́нием честны́х моще́й твои́х уве́рившеся, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га, с ве́рою и наде́ждою к тебе́ прибега́ем и умиле́нно мо́лим тя́: моли́ о на́с Христа́ Бо́га на́шего, сохрани́вшаго тя́, я́коже Петра́, от потопле́ния в волна́х ре́чных и от истле́ния в се́рдце земли́, да благода́ть Его́ спаси́тельная сопу́тствует на́м на все́х путе́х жи́зни сея́, сохраня́ющи ны́ невреди́мы от вся́каго зла́го обстоя́ния, вся́кий проти́вный ве́тр напа́стей и бу́рю страсте́й утоля́ющи, ти́хое же и безмяте́жное пла́вание в жите́йстем се́м мо́ри на́м да́рующи. Да прости́т на́м Милосе́рдый Госпо́дь вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, не́мощь естества́ на́шего бла́гостию Свое́ю покрыва́я, да утверди́т на́с во святе́й Свое́й Правосла́вноей ве́ре и благоче́стии, исполня́я сердца́ на́ша любве́ и ре́вности о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию ду́ш на́ших. Це́ркви Правосла́вно-Росси́йстей да да́рует ми́р и благоде́нствие, да возглаго́лет в се́рдце прави́телей на́ших блага́я о не́й и о все́х лю́дех, да низпо́слет земли́ на́шей времена́ ми́рна, благорастворе́ны возду́хи, земли́ плодоно́сие и вся́ на по́льзу настоя́щаго жития́ потре́бная и да изба́вит вся́ гра́ды и ве́си оте́чества на́шего и всю́ зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельнаго огня́, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла́, да та́ко в ми́ре, благоде́нствии и преспе́янии в доброде́телех пу́ть жи́зни сея́ преше́дше, вни́дем в ве́чное ца́рство, угото́ванное святы́м Его́. О всехва́льный святи́телю на́ш и уго́дниче Христо́в Васи́лие! Ве́руем и упова́ем, я́ко мо́жеши моли́твами твои́ми устро́ити вся́ блага́я душа́м и телесе́м на́шим, име́я Помо́щницу Преблагослове́нную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, Ея́же честно́ю и чудотво́рною ико́ною сохраня́емь, ше́ствие по вода́м, я́ко по су́ху, соверши́в, богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́. Сего́ ра́ди приле́жно мо́лим тя́: не отве́ржи на́с от заступле́ния твоего́, потщи́ся на по́мощь на́шу и умоли́ за ны́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, изба́вльшаго тя́ от злоко́зненных се́тей лука́ваго и клеветы́ челове́ческия, да, призре́в на ны́ ми́лостивно, изба́вит на́с от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни душе́вныя и теле́сныя и да сподо́бит на́с, гре́шных и недо́стойных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́ моли́твами Пресвяты́я Ма́тере Своея́ и твои́м те́плым за ны́ предста́тельством, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Литература

  • ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121;
  • Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника];
  • Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.].
  • Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160;
  • СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 122;
  • Жития святых. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572;
  • Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.];
  • Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142;
  • Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55;
  • Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94.
  • Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387;
  • Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74;
  • Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников // Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33.

Использованные материалы



[1]  Память обретения мощей в 1609 году.

[2]  В автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. № 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) "Повесть" имеет заголовок: "О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань".

[3]  Есть предание, что рукоположен во епископа Киевским митрополитом Максимом в 1285 году - ortho-rus.ru

[4]  ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60

[5]  ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в литературе датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи - ультрамартовская (Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121).

[6]  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64.

[7]  АСЭИ. Т. 3. № 313. С. 343-344.

[8]  Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23.

[9]  ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476

[10]  АСЭИ. Т. 3. № 314-315. С. 345-347; № 319. С. 348; № 322. С. 350-352.

[11]  РГБ. МДА. № 201. Л. 333 об.

[12]  СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. № 50.

[13]  обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, №50 - см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей // Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126.

[14]  БАН. Строг. № 66. Л. 97, кон. XVIII в.

[15]  ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 147, 1830-е гг.

[16]  Погод. № 1931. Л. 103, 1820-е гг.

Редакция текста от: 01.06.2015 22:50:24

"ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google